Конкурс «Движение первых»

Конкурс призван содействовать созданию и развитию условий для совместной деятельности учащихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Заявка №47
Победитель
Информация о Заявителе
казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югра «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», д
ОГРН
1028601394700
ИНН
8616001870
Адрес места нахождения некомерческой организации
628212, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Кондинский р-н, село Леуши, ул Волгоградская, д 51
ФИО руководителя и(или) представителя некоммерческой организации
Бабушкин Денис Владимирович (Директор)

Описание процедуры отбора проектного предложения среди других инициатив общеобразовательного учреждения

В марте 2024 г. обучающиеся-активисты из состава школьной детской организации «ЮВЭНТА» провели анкетирование обучающихся школы-интерната с целью определения предпочтений детей и подростков о возможных направлениях совместной деятельности учащихся, ориентированных на освоение навыков социального проектирования. Результаты анкетирования обучающихся 4-12 классов школы-интерната показали большую заинтересованность опрошенных в вопросах развития пространства пришкольной территории.

В тоже время наблюдается недостаточность сформированности представлений о своей малой Родине, бедность общих представлений о культуре коренных малочисленных народов Севера, традиционно проживающих в с.п. Леуши и Ханты-Мансийской автономном округе – Югре. На сегодняшний день на пришкольной территории расчищена зона «Поляна сказок», которая имеет определенную удаленность от центрального пешеходного тротуара. Это затрудняет доступ детей, подростков и взрослых к ней в зимний период времени. Кроме того, на «Поляне сказок» расположены различные фигуры персонажей зарубежных (викинги, гномы) и русских народных сказок (лиса и колобок, баба-яга), которые объединить в единый сюжет игры не представляется возможным. Для активного отдыха детей и подростков в зоне «Поляна сказок» отсутствуют необходимые атрибуты игры, поэтому в данный момент она не несёт смысловой нагрузки и не используется в полной мере, а используется только в летний период как фотозона: пришел, сфотографировался и ушел.

От обучающихся-активистов поступило предложение изменить зону «Поляна сказок» так, чтобы она стала территорией активного отдыха и помогала узнавать больше о традиционной культуре коренных народов Севера (ханты и манси).

Описание проекта

Идея: создание уникальной зоны активного отдыха на пришкольной территории для детей и подростков образовательных учреждений с.п. Леуши.

Актуальность и проблема, которую решает проект: Отдых и досуг являются необходимыми составляющими полноценной жизни любого человека. Они помогают открывать новые горизонты, строить гармоничные отношения с окружающим миром, чувствовать вкус жизни, позволяют создавать собственный внутренний мир, бесценное личное пространство, где человек может мечтать, думать и быть самим собой. Досуг — это система разнообразных видов деятельности человека, ориентированная на удовлетворение различных потребностей людей и организуемая в свободное время. Результаты научных исследовании доказали, что отдых и досуг влияют на физическое и психологическое благополучие детей и подростков и на качество жизни в целом. Так, например, чем чаще подростки занимаются физической активностью, тем ниже у них уровень тревожности. Кроме того, во время правильно организованного досуга у детей и подростков формируются навыки общения, навыки игры, самооценка и самоуважение. Дети и подростки учатся контролировать и регулировать свои эмоции, развивают творческие способности. Дети и подростки с ОВЗ гораздо сильнее нуждаются в развитии социальных навыков, которые формируются в том числе и во время посещения общественных мест.

Важно помогать детям и подросткам осваивать навыки отдыха и досуга, давать им возможность посещать различные места, взаимодействовать и общаться с людьми. Тогда у них появится возможность развивать свои навыки. Чем больше будет возможностей для применения навыков, тем быстрее и успешнее будет проходить адаптация детей и подростков с ОВЗ.

Опрос обучающихся КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и их родителей (законных представителей) подтвердил общую проблему потери самобытности и сохранения национальной культуры коренных народов ханты и манси, издревле проживающих в с.п. Леуши и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Обучающиеся и их родители (законные представители) имеют очень бедные представления о национальной культуре и традициях народов ханты и манси. Возможность узнать больше о традиционных играх и сказках, прикоснуться к уже забытым национальным забавам и играм будет способствовать развитию у детей и подростков интереса к истории родного села, края, воспитанию уважительного отношения к своему народу, к своей малой Родине.

Цель: создание игровой зоны «По дорожкам Югорских сказок» на территории КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с круглогодичным доступом для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений с.п.Леуши по мотивам национальных сказок и традиционных игр коренных народов Севера (ханты и манси).

Задачи:

- Благоустройство и обновление зоны активного отдыха на территории КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с учетом интересов обучающихся.

- Приобщение детей и подростков к традиционной культуре коренных народов Севера (ханты и манси).

- Создание условий для активного включения обучающихся КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», осваивающих программы профильного труда по рабочим профессиям «Штукатур», «Швея», «Рабочий зеленого хозяйства», «Столяр», в общественно-значимую практическую деятельность во внеурочное время.

Уникальность проекта: На территории муниципального поселения Леуши функционирует 3 образовательных учреждения (МКОУ Леушинская средняя общеобразовательная школа, МКДОУ детский сад «Сказка», КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), на территории которых оборудованы стандартные детские площадки. Отсутствуют зоны активного отдыха для детей и подростков, отражающие самобытную культуру народов ханты и манси, издревле проживающих на территории с.п. Леуши и Ханты-Мансийской автономном округе – Югре.

Реализация проекта позволит создать на территории КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» игровую зону «По дорожкам Югорских сказок» с учетом интересов детей и подростков, на которой можно активно провести время в форме игры-квеста и приобщиться к традиционной культуре коренных народов Севера (ханты и манси): следуя по маршруту от центрального входа до чума, узнать героев национальных сказок, выполнить игровые задания по мотивам подвижных национальных игр («Заячьи прыжки», «Неверты (прыжки в длину с места)», «Скачки на одной ноге (Эй кур нэвэ)», «Пэв юхант (метание шишек)», «Кусан юх (игра с кольцами)», «Юх онэт (деревянные рога)», «Талты юх (перетягивание палки», «Нёхлапсы (догонялки)», «Корки мэнру санрам (игра с диском)»), поиграть в напольные и интеллектуальные игры коренных народов Югры (с палочками - «Щол», «Журавль (Торэх)», «Орел», «Лебедь», «Пять чумиков», «Непарная палочка», «Сел хот (палочный дом)», с камешками - «Кев юнт», «Кев пуль ентапсы», игры с веревочками - «Петляние»), с игрушками для думания («Тось-чер-вой», «Хитрый лис», «Палочка стоимостью пять лошадей», «Замок», «Топис (шахматы)»). Маршрут по квест-игре не является жёстко регламентированным (нужно начать в точке А и закончить в точке Б), а предоставляет возможность выбора направления движения по дорожкам и в выполнении доступных тех или иных заданий, т.е. гулять и играть с удовольствием, радостью и пользой.

Реализация проекта позволит обучающимся старших классов КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», осваивающих программы профильного труда по рабочим профессиям «Штукатур», «Швея», «Рабочий зеленого хозяйства», «Столяр» закрепить и развить трудовые навыки в нестандартных ситуациях при изготовлении объектов (скульптур малых форм, клумб с лекарственными растениями, указателей, игрушек и т.д.) для зоны активного отдыха. В этой зоне планируется проведение организованных досуговых мероприятий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений с.п.Леуши в каникулярное время и в учебное и каникулярное время для обучающихся КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (тематические прогулки, традиционные праздники, квест-игры, мастер-классы и др.), в том числе во время летней смены детского оздоровительного лагеря при школе.

Описание состава участников проектного предложения (команда)

В состав участников проектного предложения входят обучающиеся-активисты из состава школьной детской организации «ЮВЭНТА» Симушина Мария, ученица 11 класса, Кронштапов Артур, ученик 12 класса, Николайко Никита, ученик 10 класса, наставник директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Бабушкин Денис Владимирович

Направление проекта

Создание и развитие общественных пространств на внутри и пришкольной территории

Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант

«По дорожкам Югорских сказок»

Место нахождения Заявителя

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, муниципальный район Кондинский, сельское поселение Леуши, село Леуши, улица Волгоградская, дом 51

`