Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел Югры»

«Культурная мозаика малых городов и сёл» — конкурс, направленный на поддержку начинаний малых территорий в сфере преобразований средствами культуры.

Заявка №68
Одобрена
Название проекта
Пусть сказка былью станет!
Александра Перемыкина
Муниципальное образование
Сургутский район
Место жительства
РФ, ХМАО-Югра, Сургутский район, г. Лянтор

Контактная информация

Описание проекта

Главная проблема «особых» детей, заключается в нарушении связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Наша цель - помочь таким детям овладеть определёнными навыками, на доступном им уровне, социализировать детей, решить (хотя бы частично) их проблемы поведения, максимально адаптировать их к повседневной жизни, к нахождению в социуме. В данном случае речь идет о театральной имидж-терапии.

Родоначальником этой терапии является удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник — Андрей Владимирович Гнездилов. "Все началось с самодеятельного психотерапевтического театра, который назывался "Комтемук" — Компанейский театр музыкальных картинок. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка… Коснувшись красоты сказочного мира, ликовал ребенок. Расставаясь со сказкой, взрослый благодарил за помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо…" (А.В.Гнездилов "Путь на Голгофу").

Для особых детей, как и для многих людей, глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, «материализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность. В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом "собрали" свой образ.

В последние года явно обозначилась проблема нехватки собственных сценических декораций, костюмов у организации-партнера для работы с детьми с ограниченными возможностями. Эти костюмы так же пригодятся при подготовке видеоматериалов для дистанционного обслуживания в Сургутском районе.Ведь информация, подаваемая со сценическими эффектами, лучше, интереснее и более запоминаема.

Прекрасно, если у нас появится Волшебный Сундук с костюмами и декорациями! Находясь в Сказочной стране, дети могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе костюм, можно пригласить его к большому "Сказочному Зеркалу". Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек.

Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому специалисту, а также родителям. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может "отнормировать" расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

-как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

-исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;

-оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Эти направления могут объединяться. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

Вспомним китайскую поговорку: «скажите мне — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте сделать — и я пойму». Для детей с ОВЗ возможность показать себя также очень важна: привлечь внимание, посредством исполнения роли, выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Всем известно: чем больше что-то делаешь, тем лучше это получается. Также и с выступлениями — с каждым новым выступлением особые дети чувствуют себя более уверенно, учатся преодолевать волнение, демонстрировать результаты своих трудов все более качественно и вдохновенно.

По наблюдениям специалистов БУ «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения» многолетняя систематическая работа с детьми с ОВЗ посредством театрализованных занятий (регулярная, методичная, без длительных перерывов) обязательно будет результативной для ребенка, его родителей и педагогов.

Команда проекта - это сотрудники БУ "Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения": культорганизатор Воронова Наталья Николаевна (проводит непосредственно коррекционные занятия с детьми, на которых использует костюмы и реализует основную идею проекта), инструктор по труду Дудченко Светлана Викторовна, инструктор по АФК Гафарова Эльвира Фариковна, специалист по социальной реабилитации Калиновская Юлия Владимировна (используют на своих занятиях костюмы или их элементы), руководитель проекта - Перемыкина Александра Николаевна (контроль и координация деятельности специалистов).

Презентация проекта

`