Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел Югры»

«Культурная мозаика малых городов и сёл» — конкурс, направленный на поддержку начинаний малых территорий в сфере преобразований средствами культуры.

Заявка №45
Одобрена
Название проекта
АРТ-терапия
Алексей Мазунин
Муниципальное образование
Советский район
Место жительства
пгт Советский

Контактная информация

Описание проекта

Использование искусства в качестве средства самореализации является безболезненным методом показа эмоций. У арт-терапии нет ограничений или противопоказаний, а значит, она безопасна и может помочь снять стресс. Это естественный метод лечения, где негативные чувства становятся позитивными. Занятия живописью дают человеку силу, уверенность и помогают найти выход из трудных ситуаций.

Применение арт-терапии улучшает самооценку и развивает способность адекватно воспринимать себя в обществе. Во время творчества многие скрытые проблемы выходят наружу и могут быть решены безболезненно. Таким образом живопись помогает отстраниться от проблем и эмоций, взглянуть на них со стороны.

Непроизнесенные мысли, которые мы подавляем, часто накапливаются в теле, что может привести к физическим и невротическим расстройствам. Однако транслируя чувства через творческие средства, такие как рисование , человек помогает себе избавиться от ненужных блокировок и оставаться живым. Самовыражение через творчество — это дорога к себе, способ успешного построения жизни. В процессе арт-терапии человек преобразует свое подсознание в визуальный образ. Каждый хочет самовыражаться. При творении чего-либо можно испытать удовлетворение, словно обнаружить себя, и найти гармонию внутри.

Главная цель арт-терапии — помочь человеку исследовать внутреннюю природу, осознать и принять себя, восстановить психоэмоциональное равновесие наиболее комфортным способом. Чтобы достичь желаемого, необходимо выполнить задачи арт-терапии: обучить гостя сосредоточиться на своих чувствах, потребностях, запросах, чувствах и проводить анализ и переоценку этих факторов; определить и проработать подавленные эмоциональные состояния и желания; помочь найти безопасные способы выражения негативных чувств и агрессии, не угрожающие окружающим; помочь осознать личные реальные способности, потенциал и таланты, и найти способы их реализации; развить способность контролировать себя; улучшить уровень самооценки; помочь обрести внутреннюю поддержку; развивать навыки саморегуляции тревожных состояний; научить гостя самостоятельно решать проблемные ситуации.

Мы планируем провести полноценные групповые сеансы арт-терапии, что будет способствовать снятию психического напряжения, расслаблению в это непростое время. Создать условия для развития и вовлечения людей в развитие и приобщение к искусству.

2024 год в России объявлен годом семьи. Поэтому работу планируем со всеми группами населения, в том числе с семьями, детьми 10-14 лет.

Ранее, я был участником команды победителя конкурса Грантов губернатора Югры, проект Творческая студия Easy, и успешно провёл творческие и художественные мастер-классы.

Наша творческая студия уже успешно работает на базе проведения творческих мастер-классов. Сессии арт-терапия станут новыми, актуальными, значимыми мероприятиями, привнесут в жизни людей много позитивных перемен. Мы не ограничиваемся рамками гранта в сроках, а планируем работать с населением, взрослыми, подростками, детьми в долгосрочной перспективе. В том числе используя партнерские взаимодействия.

Что мы планируем сделать:

1. Провести групповую сессию для детей-воспитанников 10-14 спортивного клуба Легион в технике арт-терапии коллажирование. Групповой коллаж.

Вначале участники выполняют индивидуальную работу, а потом дополняют получившееся у других. Каждая композиция должна пройти полный круг, обойдя всех, только после этого проводится анализ:

осознаются проблемы и преимущества, возникающие при социальном взаимодействии;

осознаются особенности индивидуального стиля и стратегии каждого участника при контакте с окружающими.

Коллаж помогает понять, как происходит:

сотрудничество. Об этом говорят элементы, которые пристраиваются друг к другу и дополняют общую идею; противодействие. Оценивается, как один элемент заклеивает другой, как каждый выделяет свое, есть ли общая смысловая или композиционная линия; компромисс. Здесь заклеивание элементов возможно, но при сохранении общего настроения, идеи; уступчивость. Во внимание берутся маленькие фигуры, размещенные по краям, и инициатива по созданию сюжета, передающаяся другим участникам; избегание. Рассматривается элементы, наклеенные в стороне от других, и то, несут ли они определенную идею.

Групповое коллажирование — это понимание межличностных отношений и взаимодействия между людьми, понимание соответствия своим эталонам, анализ трудностей и конфликтов, которые возникают в процессе совместной деятельности. Немало они дают и для повышения коммуникативных навыков, сплочения людей.

2. Провести групповую сессию арт-терапии в технике Изотерапия.

«Каракули Д. Винникота». Техника из арт-терапии как пример упражнения для пар. Партнеры (это могут быть пара, друзья, коллеги и тд) рисуют каракули, а потом обмениваются листами. И каждый дополняет до цельного образа рисунок другого, при этом отражает в нем свои чувства или актуальное состояние. Затем партнеры обмениваются ассоциациями к рисункам. Упражнение помогает сблизиться, выйти из конфликта, лучше понять друг друга.

3. Групповая сессия арт-терапии Музыкой.

Исследования доказали, что музыка влияет на мозг частотой звука и частотой смены ритма. Она вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что когда человек слушает агрессивную музыку, он распознает передаваемую эмоцию (распознаваемые эмоции). Но не всегда сам будет ее испытывать (испытываемые эмоции).

Также музыка влияет на биологические процессы в организме человека. Спокойная — замедляет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление, а дребезжащая и визгливая, наоборот, повышает тревожность и вызывает панику. Например, существует научно доказанный «эффект Моцарта» — музыка известного композитора благотворно влияет на мозг и физическое самочувствие человека.

Сеанс музыкотерапии может проходить следующим образом:

клиент слушает композицию — рецептивная музыкотерапия;

играет на музыкальном инструменте — активная форма музыкотерапии;

выполняет во время звучания мелодии рисунок.

Это упражнение успокаивает нервную систему, развивает воображение, активизирует работу мозга. В конце упражнения его результаты обсуждаются с арт-терапевтом.

4. Групповая сессия арт-терапия Нейрографика.

НейроГрафика – позитивные изменения своими руками.

НейроГрафика – творческий метод трансформации мира. Любая задача имеет графическое решение. Линии действия, узоры жизненных обстоятельств, траектории движения во времени, графические решения сложных задач коммуникации… Нарисовать и перерисовать, снимая внутренние ограничения, накопленные за годы жизни. Создать собственный рисунок, гармонизируя его таким образом, что Вселенная примет его как инструкцию к применению.

5. Групповая сессия арт-терапии Мандалотерапия – эффективный метод арт-терапии. Это бережная и безопасная медитативная техника, когда клиент создает рисунки в круге, сконцентрировавшись на своей проблеме, идее, мысли. Арт-терапевт обращает внимание на фигуры, линии, цвета мандалы, которые дают информацию о психологическом состоянии человека.

Команда проекта:

Мазунин Алексей Сергеевич - художник https://vk.com/alexey_maza

Мазунина Ксения Александровна - художник, арт-терапевт. https://vk.com/ksenia_maza

Наша группа в ВК

https://vk.com/tvoridushoy

В видео о проекте прикрепил ссылку на видео, как примерно проходит арт-терапия для общего представления.

Благодарю за внимание.

Презентация проекта

`