Конкурс «МЕДИА-ВЫШКА 2023»
Конкурс проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий на грант Губернатора Югры
Контактная информация
-
Ссылка на диск с материалами (презентация проекта, видео о проекте, примеры ранее выполненных проектов)https://disk.yandex.ru/d/a6-aKVEPqLV7PQ
Описание проекта, включая обоснование уникальности проекта и общественной значимости
Меня зовут Соловьева Дарья, популяризатор науки среди детей, студентка педагогического университета. С 2014-го года я провожу научные уроки для детей. Я хочу раскрыть и донести детям магию науки, красоту технологий, восхищение учеными, восторг от интеллекта.
Но давайте начнем с начала.
Дети, обладают естественным любопытством и жаждой знаний. В большинстве, обожают науку и всегда рады наблюдать за увлекательными экспериментами. Однако, этот энтузиазм не переносится на школьный предмет «Окружающий мир».
Я проанализировала различные учебно-методические комплексы по «Окружающему миру» (УМК Школа России, Школа 20100) и пришла к выводу, что в них недостает наглядных демонстраций и мало практических экспериментов. Ситуацию еще больше обостряет тот факт, что многие учителя, столкнувшись с ограничением времени, ресурсов и, нередко, творческой энергии, пренебрегают демонстрацией экспериментов.
В результате, обучение превращается в скучную рутину прослушивания и зубрежки, что влечет за собой потерю интереса учащихся. Этот факт особенно тревожит, поскольку «Окружающий мир» выполняет роль вводного курса для дальнейшего изучения всех естественных наук в школе, будь то физика, химия, биология или география. В этом смысле, внедрение интереса к «Окружающему миру» является важным шагом в построении прочного, твердого и надежного фундамента для дальнейшего изучения естественных наук.
Это не новость, я вношу свой вклад в решение этой проблемы уже девять лет, через дополнительные уроки в школах, по приглашению.
В своей деятельности я опираюсь на подход неформальной педагогики Димы Зицера, где каждый элемент, от музыки и интонаций до визуальных образов, становится инструментом для активного усвоения информации. Создаю атмосферу, в которой обучение становится захватывающим приключением. Это делает процесс познания гораздо более эффективным.
Кроме того, я использую проверенные научные знания о памяти и методы для усиления обучения. Различные мнемотехники, принципы ассоциативного запоминания и повторения помогают информации глубже укорениться в памяти.
Возьмем в качестве примера урок о составе воздуха. Когда эту тему обсуждают в классическом школьном формате, учащиеся получают просто набор фактов: воздух — это смесь газов, включающая 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и других газов. Но как эти газы взаимодействуют, и какие свойства они имеют? Почему эта информация должна закрепиться в памяти ребенка?
На моих уроках мы исследуем каждый из этих газов отдельно. Например, дети могут увидеть, как ведет себя свеча при различном содержании кислорода в воздухе:
она горит как обычно;
погасает при отсутствии кислорода;
и начинает пылать, когда кислорода становится больше.
Это позволяет детям сделать вывод о том, что кислород поддерживает горение, но его доля в воздухе не самая большая.
Затем мы исследуем углекислый газ. Замораживая его, газируя воду и даже туша огонь, чтобы показать его свойства.
При обсуждении азота мы замораживаем воздух до жидкого состояния, показывая, что азот — самый распространенный компонент воздуха, но он инертен и не вступает в химические реакции.
Я уверена, что подобный подход, при котором дети активно участвуют в процессе обучения и делают выводы самостоятельно, значительно улучшает усвоение материала. Я знаю, что в рамках традиционной школы, это сложно реализовать по многим причинам.
Поэтому я не работаю в школе, я хочу продолжать делать такие уроки на которые дети просятся еще, а информация остается если не навсегда, то очень надолго.
Моя приверженность к научному просвещению среди детей не знает границ, но физические ограничения не позволяют мне присутствовать в каждой школе. К тому же, существуют отдаленные области, куда я физически не смогу добраться.
Именно из-за этих проблем я пришла к идее записывать свои уроки и превращать их в образовательные шоу на YouTube.
Более того, наши онлайн-уроки не просто прямой перенос офлайн-занятий в онлайн формат. Мы адаптируем наш подход, чтобы максимально использовать возможности онлайн-платформ: включаем интерактивные элементы в онлайн-шоу, чтобы дети могли участвовать из дома. Например, мы можем показывать эксперименты, которые дети могут безопасно повторить у себя дома с подручными материалами или предложить им задания для самостоятельного исследования после шоу.
С использованием онлайн-формата, мои уроки станут доступными для всех, независимо от места проживания. Данная инициатива позволит донести современные методы обучения до максимального количества учеников, расширяя их горизонты и углубляя интерес к предмету «Окружающий мир», к естественным наукам.
Я буду аккуратно подбирать темы выпусков, исходя из учебной программы и актуальных вопросов образовательной и воспитательной повестки дня. Например, к Дню Российской науки я выпущу ряд коротких вдохновляющих роликов о Российских ученых, демонстрируя и объясняя их изобретения.
В 2024 году, когда в России будет отмечаться Год Инженера, появится новая рубрика «Как это работает». В ней я подробно расскажу о принципах и механизмах нефтедобычи и нефтепереработки. Нефтяная отрасль — это гораздо больше, чем просто производство топлива. Я хочу продемонстрировать детям многообразие этой сферы и показать, как разнообразно и широко она используется в нашей повседневной жизни. Эта тема особенно актуальна для нашего округа, в котором нефтедобыча играет ключевую роль.