Конкурс «Модный ДОМ 2022»

Конкурс на предоставление грантов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на развитие гражданского общества и реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий в 2022 году в номинации проектов в сфере дизайна и моды

Заявка №180
Одобрена
Название проекта
По зову предков
Татьяна Толстова
Муниципальное образование
Сургут
Социальные сети
Место жительства
г. Сургут

Описание проекта, включая обоснование уникальности проекта и общественной значимости

Идея моего проекта - это создание коллекции чувашских украшений «По зову предков». У нашего народа, суваро-чувашей, очень древние традиции, связанные с украшениями. Особенно если взять суваро-булгарские времена. Тогда мастера создавали просто гениальные вещи!

Археологи находят такие тонкие, прекрасные работы на месте древних городов, где когда-то жил наш народ. В исторических источниках о нашем народе пишут «в белых одеждах и серебре». Богатые, конечно, и золото носили, но предпочтение отдавали серебру. Раньше все украшения, все элементы одежды имели определённый смысл. Они представляли собой систему оберегов. У нашего народа, например, много различных лунниц. Лунница - это женское украшение. Но часто ее можно было увидеть на мужчине. Связано это с тем, что женщина отдавала свою лунницу мужчине, когда он уходил на войну. Или взять, например, шульгеме. В древности женщины их носили на груди, там, где скрывается душа. Часто можно встретить использование кругов, а круг - это символ солнца. Тоже наш оберег. Носили обереги ежедневно. Но есть украшения и для особых случаев. Девушки носили на себе чуть ли не по 16 кг серебра. У каждой было до пуда различных украшений, которые она носила в разные периоды жизни. Так, шульгеме носят в любом возрасте. Девочки должны носить это украшение с детства. Это самый главный наш оберег. Различия украшений по возрасту более костюмные. Например, такой женский головной убор, как тухья, чисто девичий. Замужняя женщина категорически не имеет права носить тухью. Также девушка не может носить хушпу, это женский головной убор. Украшения делятся на категории по половозрастной принадлежности на

детские, девичьи и женские, по месту расположения — на головные (в том числе затылочные), ушные, шейные, нагрудные, наспинные, поясные. По конструкции они различаются на подвески cакки и обручи, подвязки cыххи. Девичьи украшения — шапочка тухъя, серьги, бусы шaрcа, ожерелья из монет, бисера и каури, наплечные cуха, нагрудные мaя, в том числе с наспинными частями, чересплечное теветь, наспинные и поясные подвески хре — подчеркивали скромность, красоту и привлекательность молодой носительницы. Особому статусу замужней женщины матери соответствовал нарядный комплекс из головного уборахушпу, ушных подвесок и серег алка, хaлха cакки, хaлха тенки, шейных бус и ожерелий мaйcыххи, нагрудных ама и мaя, сурпан cакки.

Мужчины и юноши носили украшения лишь на свадебной церемонии. На это

время родственницы передавали шейные и нагрудные украшения жениху и

предводителю свадьбы мaн кeрy, как обереги и символы родовой поддержки.

Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, продолжали существовать в 20 в., несмотря на мировую войну, голод, раскулачивание и практически насильный сбор средств на индустриализацию страны. Много подлинных украшений было утеряно в десятилетия пренебрежительного отношения к народному культурному наследию (1950-1980-е) и изменений социально-экономических условий жизни (1990-2000-е). Тем не менее, они продолжают сохраняться в народной среде, а также собираться, исследоваться и популяризироваться музеями России и Чувашии.

Основная цель проекта – познакомить жителей Югры с богатым наследием чувашского народа, сформировать новый взгляд на предметы старины, традиции ткачества, сделав их актуальными вне пространства и времени.