Заявка одобрена
Статус присвоен: 15.11.2023
Сириус в село
Проект “Сириус в село” является уникальным для Нефтеюганского района, поскольку он объединяет несколько образовательных организаций, основывается на принципе "ребенок - ребенку", где сами ученики разрабатывают образовательные тренажеры для своих сверстников. Этот проект не только стимулирует развитие цифровых навыков учащихся на примере реальных задач, но и способствует социальной интеграции и обмену знаний между разными возрастными группами. Важность проекта также проявляется в его способности сохранить интерес учащейся молодежи к культурному наследию и профессиональным перспективам в цифровой и нефтегазовой сфере. Этот проект является ярким примером инновационного образования, способного положительно влиять на социум и будущее подрастающего поколения, не взирая на жизнь в глубинке.
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
"Сириус в село" предусматривает создание и внедрение обучающимися «Центра компьютерных технологий» проектов виртуальной и дополненной реальности в деятельность музея имени Р.И. Кузоваткина в Пойковской школе № 1. В результате реализации проекта состоится обновленная выставка, которую посетят около 400 учащихся СОШ №1, более 40 учеников выпускных классов СОШ №2 и №4 пгт. Пойковский, а также сотрудники и гости образовательного учреждения. Использование AR- и VR-технологий в рамках проекта "Сириус в село" нацелено на привитие интереса учеников к посещению данного музея, активное знакомство детей с профессиями из нефтегазовой сферы и уважения к труду нефтяников, воспитания бережного отношения к природным ресурсам Югры и страны в целом.
В качестве прямых благополучателей выступают обучающиеся двух образовательных организаций поселка – СОШ №1 и учреждения дополнительного образования "Центр компьютерных технологий", а в качестве косвенных – ученики СОШ № 2 и №4. Обучающимся ЦКТ необходимы реальные практические задачи, на которых они могли бы изучать такие цифровые технологии как виртуальную реальность, а ученики школы пожелали, чтобы в школьном музее нефти появились интерактивные технологии. Стоит отметить, что у данных организаций имеется опыт сотрудничества в сфере внедрения цифровых технологий: обучающийся кружка ЦКТ Тулаев Александр самостоятельно создал для первой школы “Живую стену” - интерактивный стенд с технологией дополненной реальности как аналог школьных соцсетей; Музаева Дилафруз разработала интерактивные обучающие карточки с технологией дополненной реальности для учителей начальных классов.
Обучающиеся ЦКТ на занятиях по цифровым технологиям разработают виртуальные тренажеры, которые позволят посетителям музея познакомиться с профессиями геолога, строителя, бурильщика. Они будут иметь возможность:
- Определять расположение нефти, что даст им представление о геологических аспектах добычи;
- Бурить скважины, что позволит им понять процессы добычи нефти из подземных месторождений;
- Устанавливать и запускать качалку, что связано с инфраструктурой и техническими аспектами производства;
- Делать замеры, что подразумевает работу с данными и измерительными инструментами в контексте нефтегазовой отрасли;
- Ремонтировать насосы для предотвращения возможных разливов нефти, что выявляет важность обслуживания и предотвращения экологических проблем;
- Исследование резервуаров: пользователи могут исследовать подземные резервуары, чтобы лучше понимать, какие месторождения нефти и газа существуют и какие факторы влияют на их разработку;
- Оценка экологической устойчивости: дети могут оценивать экологические последствия добычи нефти и газа, а также учиться принимать решения для минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
- Обучение безопасности: дети могут учиться о соблюдении безопасности на месторождениях, что имеет большое значение в этой отрасли.
Эти активности виртуальной реальности помогут детям лучше понять различные аспекты профессий в нефтегазовой отрасли и развить у них интерес к этой области, предоставляя им практические навыки и знания, которые они смогут применить в реальных ситуациях, а также понимание важности бережного отношения к природным ресурсам.
Еще одними интерактивными помощниками в музее станут AR-приложения. По составленным обучающимися ЦКТ приложениям, программы на смартфонах и планшетах выдадут подготовленную информацию о музейных экспонатах.
Наличие данных мультимедийных объектов в системе музея позволит использовать их каждый учебный год новым потоком учащихся, что сделает её доступной для подрастающего поколения поселка. Тем более, что посещение музея будет свободным.
Обоснование социальной значимости
24 марта 2016 года в МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский Нефтеюганского района открыт интерактивный музей нефти имени Романа Ивановича Кузоваткина, который был активным участником освоения нефтегазовой промышленности ХМАО (http://www.psoh1.ru/index.php/muzej-nefti-im-kuzovatkina/903-informatsiya-ob-otkrytii-muzeya). Музей предлагает посетителям около 400 экспонатов и экспозицию «Вечерние улицы поселка». Несмотря на своё название музей не предоставляет возможности взаимодействия с экспонатами и не в полной мере является интерактивным (в выставочном зале можно прослушать аудиозаписи с голосом Р.И. Кузоваткина). В настоящее время интерактивность в музеях и выставках достигла нового уровня благодаря современным мультимедийным технологиям. Опрос среди 687 учеников средней и старшей школы показал, что для большинства (86%) музей в данном виде не вызывает большого интереса, и они хотят посещать его в обновленном виде: считают необходимым внедрение технологий дополненной (27%) и виртуальной реальности (53%). В качестве примера дети приводили исторический парк «Россия – Моя история» (https://myhistorypark.ru/about/), расположенный в г. Сургут. Однако внедрение мультимедийных объектов подобного рода для бюджетной школы финансово непосильно, поскольку они имеют высокую стоимость (рыночная стоимость разработки подобных приложений начинаются от 400 000 рублей).
Мы живем в северном регионе, где в приоритете профессия нефтяника. И поэтому для родителей важно, чтобы дети получили навыки, сопряженные с этой профессией. Также основываясь на интервьюирование среди целевой аудитории – родителей обучающихся пришел к выводу, что в ходе реализации воспитательной и профориентационной работы в школе необходимо подробнее освещать практическую деятельность в сфере нефтегазовой добычи.
Вместо этого, решением проблемы может стать обучение учащихся Центра компьютерных технологий созданию, внедрению, обновлению и обслуживанию собственных мультимедийных приложений. Как правило, с подобной материально-технической базой дети могут соприкоснуться в крупных IT-центрах. Но до ближайшего IT-куба, расположенного в том же г. Сургут, с данного населенного пункта нужно добираться несколько часов. Проект «Сириус в село» создаст возможность талантливым детям, живущим в сельской местности, получить равные возможности на старте обучения и освоить навыки и компетенции в сфере информационных и коммуникационных технологий. Включение проекта «Сириус в село» в рамках деятельности Центра компьютерных технологий становится еще более значимым и целесообразным. Оно не только предоставит обучающимся возможность разработки и внедрения AR- и VR-приложений, соответствующих тематике музея, но и удовлетворит явный спрос на эту область обучения (по результатам ежегодного мониторинга обучающихся и их родителей с целью определения заинтересованности в новых кружках). Работа на занятиях над реальными социально-ориентированными проектами будет важным шагом в развитии образовательной программы и удовлетворении потребностей учащихся Центра компьютерных технологий, открывая перед ними новые возможности для творчества и профессионального роста.
Проектная инициатива соответствует Национальному проекту «Образование» и Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, а также Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2050 года (https://ugra2030.myopenugra.ru/bloks/blok8/). Наш проект позволит детям погрузиться в мир инженерии, обеспечивая им возможность приобрести практический опыт работы в области цифровых технологий, а также инженерии нефтегазового сектора. Мы стремимся подготовить следующее поколение инженеров, которые смогут внести значительный вклад в разные области инженерии и технологического развития, что приобретает особое значение на государственном уровне. В частности, идею внедрения мультимедийных тренажеров в качестве профориентационного инструмента в образовательных учреждениях положительно оценила компания ООО «РосНефть-Юганскнефтегаз», первым директором которой был Р.И. Кузоваткин. Как сообщили в компании, даже дипломированные специалисты не всегда полностью представляют, какая практическая работа ждет их на объектах добычи нефти и газа.
В рамках реализации проекта профориентационная работа также будет организована для учеников выпускных классов из других 2-х школ поселка посредством посещения нашего музея. Уникальность данного проекта заключается в том, что реализуется принцип «равный помогает равному»: воспитанники кружкового объединения «Виртуальная реальность» ЦКТ разрабатывают мультимедийные приложения для учеников СОШ №1, получая навыки в создании цифровых продуктов, а ученики школы получают современные форматы взаимодействия с музеем нефти.
Цели
Создание условий для деятельности обновленного музея имени Р.И. Кузоваткина в Пойковской школе № 1 посредством внедрения AR- и VR-проектов, созданных 10 обучающимися НРМАУ ДО “Центр компьютерных технологий” до конца октября 2024 г.
Задачи
- вовлечь целевую аудиторию в реализацию проекта посредством размещения информации о проекте в соцсетях;
- разработать методическое обеспечение проекта;
- обучить желающих основам AR- и VR-разработки и создать интерактивные приложения для музея;
- обеспечить информационное сопровождение проекта в соцсетях;
- провести мероприятия в рамках работы обновленного музея;
- подвести итоги проекта и запланировать дальнейшее развитие.
Команда
проведено 10 экскурсий по обновлённым выставкам интерактивного музея, 400 посетителей из числа учеников школы №1 5-11 классов, 40 учеников выпускных классов из школ №2 и №4 пгт. Пойковский, 10 обучающихся ЦКТ, разработавших мультимедийные приложения (5 AR- и 1 VR-приложение), для музея нефти, 5 учеников-старшеклассников из объединения волотеров “РУМИД”
Школьный музей станет более интересным, познавательным для молодого поколения. У посетителей выставки появится возможность на личном опыте познакомиться с деятельностью профессий, связанных с нефтедобычей. У обучающихся кружка «Виртуальная реальность» ЦКТ появится возможность изучать основы виртуальной реальности и разработать действующее приложения для применения в школьном музее. Профильную ориентацию в области нефтедобычи получат ученики с 5 по 11 класс пойковских школ. Профильную ориентацию в качестве разработчика AR- и VR-приложений получат обучающиеся ЦКТ. Из других муниципальных образований Югры будут приезжать заинтересованные люди, туристы с целью познакомиться с практикой музея.
Календарный план
Бюджет
429 133 ₽
Бюджет проекта «Сириус в село»
Оплата товаров, работ и услуг
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
VR-гарнитура | 40 675 | 2 | 81 350 | 0 | 81 350 | При помощи VR-гарнитуры посетители школьного музея смогут в виртуальной 3D-среде оказаться на нефтяном месторождении и получить опыт работы в данной промышленности, не покидая помещения. Данное оборудование считается самым бюджетным на рынке VR-гарнитур и отвечает всем требованиям (https://www.ozon.ru/product/oculus-quest-2-128-gb-oculus-link-356037761/?asb=Qc7NAuvsNcLXJWz%252F%252BctLCgV3YI8KjdJDWXFbdcwVjUY%253D&asb2=heTNXAELrPD05GKA7pjI2Oxp1S8_MagMeKYVET1BV8iB5SEgHzLMikRVjYGjXk1V&avtc=1&avte=4&avts=1694461984&sh=ky7Z2oDZCg). После разработки всех приложений, 1 VR – оборудования будут переданы в музей нефти для непосредственного применения во время всех экскурсионных мероприятий |
17.3" Ноутбук MSI GF76 Katana 11UC-895XRU черный | 72 999 | 4 | 291 996 | 0 | 291 996 | Для разработки приложений виртуальной и дополненной реальности необходимы компьютеры с высокими характеристиками, т.к. программы, в которых разрабатываются подобные приложения, требовательны к вычислительным мощностям ПК. Данный ноутбук подходит по требованиям и является одним из самых бюджетных вариантов (https://www.dns-shop.ru/product/2a9252330a5aed20/173-noutbuk-msi-gf76-katana-11uc-895xru-cernyj/). Во время организации обучения будут набраны две группы детей по 5 человек, каждому обучающемуся для комфортной работы будут предоставлены по рабочему месту с ноутбуком. Также на время обучения будет передан компьютер руководителя проекта Acer Nitro 5, подходящего по характеристикам для работы в среде Unity 3D |
Озвучивание материалов | 300 | 5 | 1 500 | 1 500 | 0 | Социальный партнер проекта МАУ НР "КМЦ "Перспектива" предоставит студии подкастов медиаковоркинг площадки для озвучивания материалов проекта для информационных видеороликов AR-приложений (5 аудиофайлов по 300 р.) |
Разработка VR-приложений | 200 000 | 1 | 200 000 | 200 000 | 0 | Педагог-руководитель объединения "Виртуальная реальность" социального партнера проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" вместе с 10 обучающимися разработает VR-приложение для музея нефти с возможностью выполнения образовательных заданий. Согласно исследованию рынка услуг по разработке мультимедийных приложений, подобная работа оценивается от 200 000 рублей. |
Разработка AR-приложений | 40 000 | 5 | 200 000 | 200 000 | 0 | Педагог-руководитель объединения "Виртуальная реальность" социального партнера проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" вместе с 10 обучающимися разработает 5 AR-приложений для музея нефти с возможностью просмотра коротких образовательных видеоматериалов. Согласно исследованию рынка услуг по разработке мультимедийных приложений, подобная работа оценивается от 40 000 рублей (https://likevr.ru/blog/skolko-stoit-ar-prilozhenie/) |
Оплата труда педагога | 8 750 | 7 | 61 250 | 61 250 | 0 | Социальный партнер проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" оплатит проведение занятий педагогом дополнительного образования в течение 7 месяцев: март-май (очные занятий), август (в рамках летнего лагеря), сентябрь-ноябрь (очные занятия). Средняя заработная плата педагога в ХМАО-Югре составляет 35 000. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 академических часа для 2 групп, что составляет 0,25 ставки отклада педагога |
VR-гарнитура Oculus quest 2 | 40 000 | 1 | 40 000 | 40 000 | 0 | Одна VR-гарнитура Oculus quest 2 128 gb будет передана автором проекта обучающимся объединения "Виртуальная реальность" ЦКТ для изучения основ и создания виртуального тренажера для музея нефти |
Ноутбук Acer Nitro 5 | 69 999 | 1 | 69 999 | 69 999 | 0 | Один ноутбук Acer Nitro 5 будет передан автором проекта обучающимся объединения "Виртуальная реальность" ЦКТ для изучения основ и создания мультимедийных приложений для музея нефти |
Итого | 946 095 | 572 749 | 373 346 |
Прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией мероприятий проекта (например "Комиссия банка")
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
Выпуск ЭЦП | 4 400 | 1 | 4 400 | 4 400 | 0 | Выпуск ЭЦП для документооборота |
Налоги
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
НДФЛ | 55 787 | 1 | 55 787 | 0 | 55 787 |