
Заявка одобрена
Статус присвоен: 15.11.2023
"Особенное детство"

Проект «Особенное детство» направлен на создание необходимых условий для достижения успехов в обучении, воспитании, развитии, социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью раннего и дошкольного возрастов посредством бесплатной психолого-педагогической, дефектологической и логопедической помощи.
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект «Особенное детство» направлен на создание необходимых условий для достижения успехов в обучении, воспитании, развитии, социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью раннего и дошкольного возрастов посредством бесплатной психолого-педагогической, дефектологической и логопедической помощи. Проект направлен на развитие системы помощи и расширение спектра возможностей работы с заявленными целевыми группами. В 2020-2021 учебном году в МБДОУ «Детский сад № 10 «Гусельки» города Нефтеюганска была открыта первая в городе группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра, впоследствии количество действующих групп для детей с ОВЗ в учреждении расширялось. В дошкольном учреждении реализуются следующие направления работы: психологическая, логопедическая и дефектологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития; повышение педагогической компетентности работников дошкольных образовательных учреждений города Нефтеюганска в части работы с детьми с особыми потребностями. Анализ проводимой работы доказывает ее необходимость. Реализация проекта «Особенное детство» позволит нам повысить системность и эффективность оказываемого психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями не только посещающих наше дошкольного учреждение, но и неорганизованных детей и детей раннего возраста. В рамках реализации проекта предполагается обогатить предметно-пространственную развивающую среду учреждения, повысить квалификацию специалистов с целью повышения эффективности оказываемого психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии, в том числе неорганизованных детей и детей раннего возраста. Своеобразие проекта «Особенное детство» заключается в том, что процесс психолого-педагогического сопровождения детей будет сопровождаться различными методиками и технологиями коррекционно-развивающей работы: психогимнастика, метод образовательной кинезиологии , технология сенсорной интеграции, арт-терапевтические методы, а так же организация на базе учреждения работы родительского клуба «Мы вместе». Организация данного клуба для родителей детей с особенностями в развитии позволит организовать работу по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей, по формированию позитивной самооценки родителей, снятию тревожности; по проведению обучающих занятий по взаимодействию с детьми.
Обоснование социальной значимости
По данным АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» на уровне дошкольного образования обучаются 9146 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них со статусом ОВЗ – 7921 ребенок, со статусом Ребенок – инвалид с ОВЗ – 739, со статусом ребенок – инвалид – 486 детей. На сегодняшний день можно отметить, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды получают дошкольное образование в группах компенсирующей, комбинированной направленностей, а так же в форме инклюзии. В городе Нефтеюганске функционирует единственный в городе реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Детство», но в тоже время отсутствуют специализированные группы для детей с ОВЗ и инвалидность раннего возраста. Поэтому проблема организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов раннего возраста и детей неорганизованных остается актуальной, требует не только создания без барьерной среды и оптимальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, но и развития психических функций этих детей, их социальной адаптации, коммуникации и запрашивает дополнительные меры решения.
Цели
Расширение возможностей для получения детьми раннего возраста и неорганизованных детей с особенностями развития и их семьями квалифицированной психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи в среде, обогащенной сенсорными стимулами, на базе ДОУ.
Задачи
Создать современную предметно-пространственную развивающую среду для детей раннего возраста, детей неорганизованных, имеющих статус ОВЗ и инвалидность. Проведение для детей раннего возраста, детей неорганизованных, имеющих статус ОВЗ и/ или инвалидность психолого-педагогической, логопедической и дефектологической коррекционно-развивающей деятельности. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Повысить квалификацию специалистов психолого-педагогического сопровождения по программам специализированной ранней помощи: • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в контексте ФГОС ДО; • «Расстройства аутистического спектра (РАС): основы диагностики и коррекции».
Команда
- В дошкольном учреждении создана современная предметно-пространственная развивающая среду для детей раннего возраста, детей неорганизованных, имеющих статус ОВЗ и / или инвалидность: наборы для рисования на воде «Водная фантазия»; Light стол профессиональный интерактивный для детей с РАС;
- Проведено не менее 28 занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения с детьми раннего возраста;
- Организованы еженедельные встречи специалистов и родителей в клубе «Мы вместе»;
- Обучены специалисты по программам оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;
- Всего в проекте приняли участие не менее 90% семей с детьми имеющих статус ОВЗ и / или инвалидность, проживающих в близлежащих микрорайонах.
- Создана специальная предметно-пространственная развивающая среда обеспечивающая эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и/или инвалидностью.
- В процессе психолого-педагогического сопровождения детей наблюдается динамика в развитии: сенсомоторного, познавательного, социально-эмоционального и коммуникативного развития; развитии двигательных навыков и художественно-эстетического восприятия.
- Создана и функционирует модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Специалисты психолого-педагогического сопровождения обновили и обогатили знания по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.