
Заявка одобрена
Статус присвоен: 14.02.2025

Подробнее
Автор заявки
#НашВысокий
Проект «#НашВысокий» актуален для поселка Высокий, поскольку отвечает на ключевые проблемы, связанные с утратой интереса к локальной истории, недостаточной популяризацией культурных ценностей и слабой вовлеченностью жителей в социокультурные процессы. Малые населенные пункты, такие как Высокий, особенно уязвимы перед вызовами глобализации и урбанизации, что приводит к снижению интереса к локальному наследию и утрате культурного кода. Согласно опросам, проведенным Модельной библиотекой поселка Высокий среди 320 жителей, 72% респондентов отметили, что информация об истории и культуре поселка представлена недостаточно доступно, а 68% школьников затрудняются назвать ключевые события, связанные с его основанием и развитием. К тому же, 61% взрослых жителей заявили о нехватке мероприятий, которые могли бы объединить разные поколения и способствовали бы сохранению исторической памяти. Эти данные подтверждают необходимость разработки инициатив, направленных на популяризацию локального культурного наследия. Пожилые жители, являющиеся хранителями устной истории поселка, в 83% случаев готовы делиться воспоминаниями, однако отмечают, что для этого отсутствуют подходящие форматы.
Согласно данным Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представленных на ежегодной конференции по сохранению нематериального наследия (2024 год), более 70% локальных инициатив в сфере краеведения сталкиваются с проблемой вовлечения молодежи, что обусловлено устаревшими форматами подачи материала. В рамках выступления заместителя губернатора округа на Координационный совет по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры было подчеркнуто, что ключевыми задачами региональной политики являются развитие межпоколенческих проектов и создание условий для сохранения локальной идентичности через современные и интерактивные формы.
В условиях отсутствия современных культурных продуктов жители утрачивают связь с локальной идентичностью. Это подтверждается дополнительными опросами: 65% родителей отметили, что им сложно вовлечь детей в изучение истории, так как большинство образовательных материалов неинтересны и недостаточно адаптированы для современного восприятия. Молодежь, в свою очередь, в 74% случаев указала, что предпочла бы изучать историю через интерактивные форматы, такие как игры или мультимедийные проекты.
Проект «#НашВысокий» отвечает на эти вызовы через создание настольной краеведческой игры, которая станет креативным инструментом для популяризации истории поселка. Игра объединяет образовательный и развлекательный подход, что делает ее доступной и привлекательной для всех целевых групп. С одной стороны, она позволяет школьникам и молодежи изучать историю через увлекательные задания и сценарии, основанные на реальных событиях и легендах. С другой стороны, взрослые и пожилые жители получают возможность делиться своими знаниями и укреплять межпоколенческие связи через участие в игровых мероприятиях.
Общественная значимость проекта подтверждается стратегическими документами региона. Согласно Стратегии социально-экономического развития ХМАО – Югры до 2030 года, одной из приоритетных задач является сохранение культурного наследия и создание условий для вовлечения молодежи в краеведческую деятельность. В проекте «#НашВысокий» используются методы, полностью соответствующие этим задачам: игра создается с привлечением экспертов, краеведов и местных жителей, что обеспечивает аутентичность контента и вовлеченность всех участников. Кроме того, проект способствует решению проблемы культурного дефицита на локальном уровне. Настольная игра предоставляет жителям возможность не только узнать больше об истории поселка, но и участвовать в её создании. Такой подход помогает каждому почувствовать свою значимость в сохранении культурного наследия и укрепить чувство принадлежности к сообществу. Таким образом, проект способствует реализации целей государственной культурной политики и отвечает на запросы всех целевых групп. Школьники и молодежь получают креативный инструмент для изучения локальной истории, взрослые — возможность укрепить семейные связи через совместное участие в играх, а пожилые жители — платформу для передачи своих знаний и опыта. Проект не только помогает решать проблему утраты культурного кода, но и укрепляет социокультурную среду, создавая условия для межпоколенческого взаимодействия и популяризации культурного наследия поселка Высокий.
Каскевич Виктория Ивановна
Школьники, молодежь, взрослые и пенсионеры, которые смогут через игру познакомиться с историей своего поселка, узнать/вспомнить о ключевых событиях, природных особенностях и традициях.
Люди, участвующие в культурных и образовательных инициативах/мероприятиях в поселке Высокий, которые смогут использовать игру как новый формат досуга и инструмент познания.
Педагоги школы, расположенной в п.Высокий, для которых игра станет интерактивным образовательным ресурсом, направленным на развитие интереса к краеведению и истории региона
Цель: Разработать и внедрить настольную краеведческую игру о поселке Высокий, способствующую популяризации локальной истории и культурного наследия среди 500 жителей целевых групп к декабрю 2025 года, обеспечив доступность игры в образовательных и культурных учреждениях.
Задачи:
1. Финализировать дизайн игры и подготовить её к производству. Внесение корректировок в дизайн на основе обратной связи
2. Организовать производство и распространение настольной игры. Контроль производства тиража
3. Провести 10 игровых мероприятий для целевых групп. Игровые сессии для школьников
4.Реализовать медиаплан проекта. Создание контента для социальных сетей
Участников приняли участие в игровых мероприятиях, включая школьников, молодежь, взрослых и пенсионеров - 500
Разработанная и доработанная настольная игра, включающая игровое поле, задания, карточки с сюжетными поворотами и элементы взаимодействия - 5 штук
Игровых мероприятий организовано для целевых групп - 10
Публикаций в социальных сетях, освещающих ход и результаты проекта - 10
сообщений в локальных СМИ, включая электронные и печатные издания, теле- и радиопередачи - 5
Реализация проекта «#НашВысокий» приведет к укреплению интереса жителей поселка к локальной истории и культурному наследию. Настольная игра поможет сформировать чувство гордости за родной край, особенно среди молодежи и школьников, увеличив их осведомленность о краеведении. Межпоколенческое взаимодействие укрепится через совместное участие в игровых мероприятиях, что обеспечит передачу устной истории от пожилых жителей молодежи. Игра станет новым интерактивным инструментом в образовательных и культурных учреждениях, разнообразив формы работы с населением и сделав процесс изучения истории увлекательным.
Эффективность проекта будет измеряться через анкетирование и опросы участников, фиксирующие рост их знаний о поселке. Обратная связь от педагогов и библиотекарей подтвердит востребованность и успешность внедрения игры в образовательную практику. Мониторинг числа участников мероприятий и их вовлеченности покажет, насколько проект способствовал развитию социокультурной активности.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Мегион, поселок городского типа Высокий