Заявка №1449

Заявка одобрена

Статус присвоен: 19.02.2025

Конкурс:
Логотип
Грант Губернатора Югры для физических лиц 2025
Номинация:
Образование и просвещение
Количество просмотров:
96
Собрано виртуального капитала
87 000 ₽
Собрано
600 000 ₽
Необходимо собрать
Основная информация 28 Проголосовали виртуальным капиталом

Подробнее

Общая сумма расходов на реализацию проекта
700 000 руб.
Размер гранта
600 000 руб.
Cофинансирование
100 000 руб.

Автор заявки

Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант Губернатора

Школа виртуального вождения «Кибердрайв»

Краткое описание с обоснованием социальной значимости проекта (в том числе описание проблемы целевой аудитории)

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) остаются одной из основных глобальных проблем в области здоровья и основной причиной смерти детей и молодежи в возрасте от 5 до 29 лет и несмотря на значительные достижения в области автомобильной инженерии, внедрение систем активной безопасности (например, системы стабилизации и антиблокировочной системы тормозов) не привело к ожидаемому резкому снижению числа ДТП в мире [https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries - дата обращения: 15.02.2025 г.].

Правительство Российской Федерации систематически реализует комплексные программы и инициативы, направленные на снижение количества ДТП и повышение уровня безопасности дорожного движения, в том числе совершенствование законодательной базы, модернизацию дорожной инфраструктуры, развитие системы обучения водителей и внедрение современных технологий.

Правительством Российской Федерации реализуется Национальный проект «Инфраструктура для жизни» (далее – Национальный проект), разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В проекте затрагиваются в том числе и вопросы в части обеспечения безопасности дорожного движения. Национальный проект ориентирован на повышение степени защищенности участников дорожного движения от ДТП и их последствий, уровня материально-технического оснащения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, совершенствование деятельности по организации дорожного движения и модернизации дорожной инфраструктуры, развитие информационных технологий, проведение воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников дорожного движения и их родителей, а также на повышение уровня технической безопасности транспортных средств и совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях [http://council.gov.ru/activity/documents/162455/ - дата обращения: 15.02.2025 г.].

Комплексный подход к решению проблем безопасности дорожного движения, реализуемый правительством России, позволяет постепенно снижать уровень рисков для участников дорожного движения. Однако сохраняется необходимость постоянного мониторинга текущей ситуации и своевременной корректировки принимаемых мер для достижения максимально эффективных результатов.

Актуальными вопросы безопасности дорожного движения остаются и для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно официальной статистике, размещенной на портале ГИБДД, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре за период 2022-2024 гг. произошло 3807 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате чего получили ранения различной степени тяжести 5251 и погибло 378 человек [http://stat.gibdd.ru/- дата обращения: 15.02.2025 г.].

Таким образом, дороги остаются объектом с повышенной опасностью из-за множества взаимосвязанных факторов.

К числу ключевых причин, увеличивающих риски ДТП, относятся:

• Человеческий фактор: ошибки водителей, включая превышение скорости, отвлечение внимания (например, использование мобильных устройств), усталость и вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

• Техническое состояние транспортных средств: неисправность тормозной системы, износ шин, проблемы с рулевым управлением или освещением могут существенно повысить вероятность аварий.

• Погодные условия: дождь, снег, туман, гололед и другие неблагоприятные явления значительно усложняют управление автомобилем и снижают видимость.

• Недостатки дорожной инфраструктуры: плохая разметка, изношенное дорожное покрытие, недостаточное освещение и неэффективная организация дорожного движения создают дополнительные сложности для водителей.

• Недостаток или полное отсутствие навыков контраварийного и экстремального вождения: современная система обучения часто не включает практическую отработку сложных маневров, таких как экстренное торможение, уклонение от препятствий или управление автомобилем в критических ситуациях. Это делает водителей менее подготовленными к реагированию на нештатные ситуации, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Цель данного проекта – привлечение внимания к возможностям обучения, в том числе с применением современных технологических решений – симуляторов вождения.

Согласно статистическим данным, количество аварий остается на высоком уровне во всем мире, что указывает на ограниченную эффективность систем пассивной безопасности, применяемых в современных автомобилях. Водитель остается ключевым фактором обеспечения безопасности дорожного движения, так как только он способен предвидеть, контролировать и предотвращать критические ситуации. Однако в современной системе обучения водителей основное внимание уделяется базовым навыкам управления транспортным средством: парковке, движению по городу, соблюдению правил дорожного движения, а практическая отработка приемов контраварийного управления, таких как экстренное торможение, уклонение от препятствий или управление автомобилем на скользкой дороге, практически не включается в программу базового обучения.

Причины этому могут быть разными:

Уровень опасности: многие элементы контраварийного вождения требуют специальных условий для безопасной тренировки, например, закрытых площадок или полигонов.

Недостаток квалифицированных инструкторов: подготовка специалистов, способных обучать таким сложным маневрам, требует дополнительных ресурсов и времени.

Экономические факторы: организация полноценной практики контраварийного вождения и привлечение квалифицированных кадров могут быть экономически нецелесообразны для учебных центров.

В рамках проекта предлагается альтернативный подход к получению навыков вождения в том числе контраварийного, с использованием симуляторов вождения. Современные симуляторы вождения представляют собой высокотехнологичные системы, предназначенные для воссоздания реалистичных условий управления транспортным средством. Они сочетают в себе программное обеспечение, аппаратную часть (например, руль, педали, кресло) и визуализацию окружающей среды, что позволяет обучающимся максимально приблизиться к реальному опыту вождения без риска для жизни и здоровья. Современные симуляторы позволяют воссоздать реалистичные условия для обучения, включая различные дорожные ситуации, погодные условия, время года, время суток, различные дорожные покрытия, любые характеристики транспортного средства.

Преимущества данного метода:

• Увеличение количества часов практики

• Закрепление базовых навыков управления транспортным средством в безопасной и контролируемой среде

• Интерактивное изучение ПДД, в том числе через элементы игрового взаимодействия, что повышает заинтересованность обучающихся и эффективность усвоения материала

• Отработка контраварийных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, но полностью безопасных для ученика. Это позволяет водителям получить необходимый опыт в управлении автомобилем в сложных и экстремальных ситуациях, что особенно важно для предотвращения ДТП

• Применение симуляторов позволяет создать всестороннюю систему обучения, где теория и практика тесно переплетаются, а сложные ситуации становятся доступными для тренировки без угрозы для жизни и здоровья обучающихся. Такой подход способствует формированию более компетентных и уверенных водителей, что, в свою очередь, положительно сказывается на безопасности дорожного движения в целом

Расширение использования симуляторов вождения для обучения, в том числе отработки контраварийных навыков могло бы существенно повысить уровень безопасности на дорогах. Таким образом, социальная значимость проекта заключается в повышении культуры безопасности дорожного движения и общей автомобильной культуры, что способствует снижению аварийности на автомобильных дорогах.

ФИО руководителя (автора) проекта

Бутырин Роман Иванович

Муниципальное образование по месту регистрации руководителя (автора) проекта
Ханты-Мансийск
Срок реализации проекта
01.05.2025 - 31.03.2026
Целевые группы проекта

Ученики автошкол г. Ханты-Мансийска от 18 до 40 лет

Цель (цели) и задачи проекта

Цели проекта: оценить эффективность программы дополнительного обучения на симуляторах вождения для курсантов автошкол охватом не менее 100 человек в течение 9 месяцев для повышения уровня подготовки курсантов к сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения

Задачи проекта:

1. Приобретение симулятора

2. Приобретение программного обеспечения

3. Формирование фокус-группы

4. Составление расписания занятий и их проведение

5. Сбор статистических и количественных данных проекта и их комплексная интерпретация

Ожидаемые количественные результаты проекта

В целях реализации проекта будут привлечены 100 человек из числа курсантов автошкол г.Ханты-Мансийска (фокус-группа проекта) в возрасте от 18 до 40 лет. Курсантам будет предложена возможность отработки навыков вождения на симуляторе, в том числе навыков контраварийного вождения.

Для фокус-группы проекта будет составлено расписание индивидуальных занятий на симуляторе.

По итогам мероприятия будет собрана статистика, включающая следующие показатели и их созависимость друг от друга:

1. Количество часов, проведенных на симуляторе

2. Процент успешно сдавших экзамен в ГИБДД участников фокус-группы

3. Процент ДТП с участием курсантов фокус-группы через 3 месяца после получения водительского удостоверения

4. Количество ошибок, допущенных при сдаче экзамена по вождению в ГИБДД

Аналогичная статистика собирается среди такого же количества курсантов автошкол, не входивших в фокус-группу с целью дальнейшего сравнения и оценки эффективности проекта.

Ключевые ожидаемые количественные показатели проекта – увеличение количества успешно сдавших экзамен курсантов на 30%, низкий показатель ДТП в течение трех месяцев с момента получения водительского удостоверения по отношению к курсантам, не входившим в фокус-группу.

Ожидаемые качественные результаты проекта

Повышение уровня осведомленности о возможностях использования современных симуляторов в учебном процессе автошкол

Повышение внимания к важности отработки навыков вождения, в том числе контраварийного, как ключевого фактора, влияющего на уровень аварийности на дорогах

Качественные результаты проекта могут быть определены с использованием анкет, опросников среди участников проекта

География проекта

Ханты-Мансийск

Команда

`