
Заявка одобрена
Статус присвоен: 19.02.2025

Подробнее
Автор заявки
Школа виртуального вождения «Кибердрайв»
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) остаются одной из основных глобальных проблем в области здоровья и основной причиной смерти детей и молодежи в возрасте от 5 до 29 лет и несмотря на значительные достижения в области автомобильной инженерии, внедрение систем активной безопасности (например, системы стабилизации и антиблокировочной системы тормозов) не привело к ожидаемому резкому снижению числа ДТП в мире [https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries - дата обращения: 15.02.2025 г.].
Правительство Российской Федерации систематически реализует комплексные программы и инициативы, направленные на снижение количества ДТП и повышение уровня безопасности дорожного движения, в том числе совершенствование законодательной базы, модернизацию дорожной инфраструктуры, развитие системы обучения водителей и внедрение современных технологий.
Правительством Российской Федерации реализуется Национальный проект «Инфраструктура для жизни» (далее – Национальный проект), разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В проекте затрагиваются в том числе и вопросы в части обеспечения безопасности дорожного движения. Национальный проект ориентирован на повышение степени защищенности участников дорожного движения от ДТП и их последствий, уровня материально-технического оснащения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, совершенствование деятельности по организации дорожного движения и модернизации дорожной инфраструктуры, развитие информационных технологий, проведение воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников дорожного движения и их родителей, а также на повышение уровня технической безопасности транспортных средств и совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях [http://council.gov.ru/activity/documents/162455/ - дата обращения: 15.02.2025 г.].
Комплексный подход к решению проблем безопасности дорожного движения, реализуемый правительством России, позволяет постепенно снижать уровень рисков для участников дорожного движения. Однако сохраняется необходимость постоянного мониторинга текущей ситуации и своевременной корректировки принимаемых мер для достижения максимально эффективных результатов.
Актуальными вопросы безопасности дорожного движения остаются и для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно официальной статистике, размещенной на портале ГИБДД, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре за период 2022-2024 гг. произошло 3807 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате чего получили ранения различной степени тяжести 5251 и погибло 378 человек [http://stat.gibdd.ru/- дата обращения: 15.02.2025 г.].
Таким образом, дороги остаются объектом с повышенной опасностью из-за множества взаимосвязанных факторов.
К числу ключевых причин, увеличивающих риски ДТП, относятся:
• Человеческий фактор: ошибки водителей, включая превышение скорости, отвлечение внимания (например, использование мобильных устройств), усталость и вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
• Техническое состояние транспортных средств: неисправность тормозной системы, износ шин, проблемы с рулевым управлением или освещением могут существенно повысить вероятность аварий.
• Погодные условия: дождь, снег, туман, гололед и другие неблагоприятные явления значительно усложняют управление автомобилем и снижают видимость.
• Недостатки дорожной инфраструктуры: плохая разметка, изношенное дорожное покрытие, недостаточное освещение и неэффективная организация дорожного движения создают дополнительные сложности для водителей.
• Недостаток или полное отсутствие навыков контраварийного и экстремального вождения: современная система обучения часто не включает практическую отработку сложных маневров, таких как экстренное торможение, уклонение от препятствий или управление автомобилем в критических ситуациях. Это делает водителей менее подготовленными к реагированию на нештатные ситуации, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
Цель данного проекта – привлечение внимания к возможностям обучения, в том числе с применением современных технологических решений – симуляторов вождения.
Согласно статистическим данным, количество аварий остается на высоком уровне во всем мире, что указывает на ограниченную эффективность систем пассивной безопасности, применяемых в современных автомобилях. Водитель остается ключевым фактором обеспечения безопасности дорожного движения, так как только он способен предвидеть, контролировать и предотвращать критические ситуации. Однако в современной системе обучения водителей основное внимание уделяется базовым навыкам управления транспортным средством: парковке, движению по городу, соблюдению правил дорожного движения, а практическая отработка приемов контраварийного управления, таких как экстренное торможение, уклонение от препятствий или управление автомобилем на скользкой дороге, практически не включается в программу базового обучения.
Причины этому могут быть разными:
Уровень опасности: многие элементы контраварийного вождения требуют специальных условий для безопасной тренировки, например, закрытых площадок или полигонов.
Недостаток квалифицированных инструкторов: подготовка специалистов, способных обучать таким сложным маневрам, требует дополнительных ресурсов и времени.
Экономические факторы: организация полноценной практики контраварийного вождения и привлечение квалифицированных кадров могут быть экономически нецелесообразны для учебных центров.
В рамках проекта предлагается альтернативный подход к получению навыков вождения в том числе контраварийного, с использованием симуляторов вождения. Современные симуляторы вождения представляют собой высокотехнологичные системы, предназначенные для воссоздания реалистичных условий управления транспортным средством. Они сочетают в себе программное обеспечение, аппаратную часть (например, руль, педали, кресло) и визуализацию окружающей среды, что позволяет обучающимся максимально приблизиться к реальному опыту вождения без риска для жизни и здоровья. Современные симуляторы позволяют воссоздать реалистичные условия для обучения, включая различные дорожные ситуации, погодные условия, время года, время суток, различные дорожные покрытия, любые характеристики транспортного средства.
Преимущества данного метода:
• Увеличение количества часов практики
• Закрепление базовых навыков управления транспортным средством в безопасной и контролируемой среде
• Интерактивное изучение ПДД, в том числе через элементы игрового взаимодействия, что повышает заинтересованность обучающихся и эффективность усвоения материала
• Отработка контраварийных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, но полностью безопасных для ученика. Это позволяет водителям получить необходимый опыт в управлении автомобилем в сложных и экстремальных ситуациях, что особенно важно для предотвращения ДТП
• Применение симуляторов позволяет создать всестороннюю систему обучения, где теория и практика тесно переплетаются, а сложные ситуации становятся доступными для тренировки без угрозы для жизни и здоровья обучающихся. Такой подход способствует формированию более компетентных и уверенных водителей, что, в свою очередь, положительно сказывается на безопасности дорожного движения в целом
Расширение использования симуляторов вождения для обучения, в том числе отработки контраварийных навыков могло бы существенно повысить уровень безопасности на дорогах. Таким образом, социальная значимость проекта заключается в повышении культуры безопасности дорожного движения и общей автомобильной культуры, что способствует снижению аварийности на автомобильных дорогах.
Бутырин Роман Иванович
Ученики автошкол г. Ханты-Мансийска от 18 до 40 лет
Цели проекта: оценить эффективность программы дополнительного обучения на симуляторах вождения для курсантов автошкол охватом не менее 100 человек в течение 9 месяцев для повышения уровня подготовки курсантов к сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения
Задачи проекта:
1. Приобретение симулятора
2. Приобретение программного обеспечения
3. Формирование фокус-группы
4. Составление расписания занятий и их проведение
5. Сбор статистических и количественных данных проекта и их комплексная интерпретация
В целях реализации проекта будут привлечены 100 человек из числа курсантов автошкол г.Ханты-Мансийска (фокус-группа проекта) в возрасте от 18 до 40 лет. Курсантам будет предложена возможность отработки навыков вождения на симуляторе, в том числе навыков контраварийного вождения.
Для фокус-группы проекта будет составлено расписание индивидуальных занятий на симуляторе.
По итогам мероприятия будет собрана статистика, включающая следующие показатели и их созависимость друг от друга:
1. Количество часов, проведенных на симуляторе
2. Процент успешно сдавших экзамен в ГИБДД участников фокус-группы
3. Процент ДТП с участием курсантов фокус-группы через 3 месяца после получения водительского удостоверения
4. Количество ошибок, допущенных при сдаче экзамена по вождению в ГИБДД
Аналогичная статистика собирается среди такого же количества курсантов автошкол, не входивших в фокус-группу с целью дальнейшего сравнения и оценки эффективности проекта.
Ключевые ожидаемые количественные показатели проекта – увеличение количества успешно сдавших экзамен курсантов на 30%, низкий показатель ДТП в течение трех месяцев с момента получения водительского удостоверения по отношению к курсантам, не входившим в фокус-группу.
Повышение уровня осведомленности о возможностях использования современных симуляторов в учебном процессе автошкол
Повышение внимания к важности отработки навыков вождения, в том числе контраварийного, как ключевого фактора, влияющего на уровень аварийности на дорогах
Качественные результаты проекта могут быть определены с использованием анкет, опросников среди участников проекта
Ханты-Мансийск