
Заявка одобрена
Статус присвоен: 18.02.2025

Подробнее
Автор заявки
«Счастливые родители» (психолого-педагогическое просвещение родителей в дошкольной образовательной организации)
Человек может быть счастлив тогда, когда в жизни все, всегда и везде ладится. Родительская компетентность означает обдуманный, грамотный подход в вопросах развития, воспитания, образования своего ребёнка.
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием. Статьёй 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», направлен на сохранение и укрепление традиционных ценностей, включая сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей, обеспечение преемственности поколений. Семья и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года), согласно которой поддержка семейного воспитания включает в себя создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. 29 мая 2017 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 240 «О проведении в Российской Федерации в 2018–2027 гг. Десятилетия детства». Реализация данного Указа, безусловно, раскрывает новые задачи взаимодействия с родителями, диалога семьи и образовательных организаций. К стратегическим приоритетам в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701) относится создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства – получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка.
ПРОБЛЕМА
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественнополитических событий того периода не получили достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.
Согласно толковому словарю Ожегова С.И., просвещение – это передача, распространение знаний и культуры. Просвещение современных родителей происходит в контексте взаимодействия, сотрудничества, диалога, непосредственного вовлечения в образовательную деятельность.
Взаимное уважение и доверие составляет основу эффективного взаимодействия педагогов и семьи. Если раньше в ходе традиционных форм взаимодействия родители занимали позицию наблюдателей, слушателей, зрителей, то современные формы взаимодействия направлены на формирование активности, инициативности и родительской ответственности, а также на развитие субъектной позиции семьи, заинтересованной жизнью ребенка в детском саду.
Использование в просвещении родителей современного демонстрационного интерактивного оборудования и методов активизации родителей, включения их в диалог, практическую деятельность, просмотр видеоматериалов, тренинги, дискуссии, проекты будет способствовать развитию родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений, укреплению ценностей российской семьи.
Пузанова Наталья Николаевна
родители (законные представители) воспитанников МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи.
Цель проекта: создание информационного социально - психологического пространства в городе Покачи с использованием интерактивного оборудования с целью просвещения родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах приобщения к ценностям осознанного и ответственного родительства.
Задачи проекта:
1. Пополнение материально-технического оснащения современным интерактивным оборудованием.
2. Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей через проведение мероприятий с использованием современных интерактивных форм.
3. Создание цифрового портфолио педагога-психолога, содержащего аналитическую, диагностическую базу данных.
4. Тиражирования практики просвещения родителей (законных представителей) в дошкольных учреждениях в ХМАО-Югре.
приобретено интерактивное оборудование «Интерактивный стол «Super NOVA 55» и установлено программное обеспечение «Профиль психолога»;
100% охват целевой аудитории (460 родителей) примут участие в проекте;
тематические психолого-педагогические тренинги с родителями – 8;
индивидуальные консультации с родителями – 30;
мастер-класс с родителями – 3;
буклетов – 2000 шт. на 16 тем;
листовок – 1000 шт. на 10 тем;
стендовая информация – 108 шт. на 9 тем;
создана картотека на 243 ребенка и его родителей (законных представителей);
серия оцифрованных тестов по возрастам и направлениям развития ребенка дошкольника в соответствии с программным обеспечением;
электронный журнал педагога-психолога-1;
бланки, стимульные материалы – по необходимости на каждого респондента;
конкурс – 1;
семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ – 1;
мастер-класс для педагогов города – 1;
открытое родительское собрание – 1;
публикация в СМИ – 1 раз в месяц.
- Организовано информационное социально психологическое пространство в МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи, направленное на просвещение 100% родителей (243 воспитанников) по вопросам воспитания, обучения, развития детей с использованием современного демонстрационного интерактивного оборудования.
- Повысился уровень профессиональной компетентности родителей по использованию интерактивного оборудования в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- Родители овладели разносторонними знаниями в области возрастной психологии и педагогики и необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста с использованием информационных, коммуникативных, рефлексивных, деятельностных технологий.
- Установлено взаимопонимание между педагогами и родителями по вопросам единства требований к психофизическому развитию дошкольников.
- Расширение спектра эффективных стратегий взаимодействия родителей с ребенком - дошкольником и выбор оптимальных форм коммуникации.
- Разработаны просветительские материалы для родителей воспитанников дошкольных учреждений и размещены на официальном сайте МАДОУ ДСКВ «Югорка», в сообществах, и социальных сетях.
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Покачи