
Заявка одобрена
Статус присвоен: 04.02.2025

Подробнее
Автор заявки
Инклюзивный информационно-издательский центр «Проводники»
Инклюзивный информационно-издательский центр «Проводники» задуман как площадка, при помощи которой люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению (далее — «Люди с ОВЗ по зрению») смогут получить доступ к миру культуры и искусства. В рамках проекта, я предлагаю разработать и выпустить контент от профессиональных деятелей искусства через те медиумы, которые наиболее понятны целевой аудитории.
С древнейших времён и до сегодняшнего дня визуальные искусства выступают важными средствами общения между людьми, позволяя передавать сложные комплексные понятия и эмоции. Последние 17 лет я тружусь в области культуры и искусства Югры, и на собственном опыте много раз убеждалась, что знакомство с работами художников благотворно сказывается на всех людях. Посещение арт-событий — это очень простой способ, чтобы узнать множество разных точек зрения, ведь каждый творец кодирует одинаковый набор переживаний собственными, уникальными средствами. А значит — чем насмотреннее зритель, тем шире его кругозор, разнообразнее эстетические предпочтения и крепче этические нормы. И тем проще ему адаптироваться в современном мультикультурном обществе, не боясь потерять свою идентичность во всём этом многообразии.
Но, к сожалению, в виду физических особенностей, не всем людям в равной степени доступны произведения искусств, даже если они демонстрируются в общественных пространствах на самых видных местах. Я говорю сейчас о людях с ОВЗ по зрению всех возрастов. Конечно, культурные учреждения повсеместно внедряют инклюзивные практики — рядом с экспонатами устанавливаются объемные 3D-репродукции, записываются тифлокомментарии, создаются специализированные экскурсии по выставкам. Однако, эти меры кажутся недостаточными — во-первых, такое сопровождение явление нечастое (особенно в маленьких городах); во-вторых, 90% информации, которую мы получаем от объектов искусств, поступает через органы зрения. Следовательно, не обладая зрением, сложно осознать в чём конкретно заключается мастерство владения условными кистью и красками. Даже самыми нежными пальчиками игру света и цвета никак нельзя опознать, сколько не ощупывай объемный макет живописного полотна. Для этой группы посетителей нужны иные медиумы, которые задействуют остальные органы чувств и сделают искусство более понятным.
Другая проблема — это крайне узкий спектр печатных изданий об искусстве и культуре для людей с ОВЗ по зрению, особенно для детей. В общественных библиотеках, за редким исключением, выбор детских книг ограничивается рельефно-графическими пособиями по чтению и счёту с сенсорными эталонами, сборниками сказок с рельефными иллюстрациями, которые поставляет ООО «ИПТК «Логосвос», а также единичными тактильными книгами, которые создаются вручную тифлопедагогами и неравнодушными мастерами и мастерицами. Сравнивая этот набор с многообразием типографии для нормотипичных детей, становится понятно, что образы, которые содержатся в специализированной литературе, весьма схематичны и однообразны, и мало способствуют развитию фантазии и желанию приобщиться к миру искусства.
Книги, которые я предлагаю выпустить в рамках проекта, удачно дополнят уже существующие печатные издания и станут своеобразным трамплином для старта в мир искусства. Они полезны не только как источник получения новых знаний и чувственного опыта, ещё они позволят детям и взрослым с ОВЗ по зрению буквально почувствовать разницу между стилями, а значит точками зрения, разных художников. Созданные авторами образы будут направлены на получение целого комплекса разнообразных ощущений за счёт материалов и фактур, движущихся и статичных элементов, разных размеров и форм. Кроме того, я придумала, как объяснить людям с ОВЗ по зрению принцип чтения комиксов (это ведь тоже большой культурный пласт), при помощи известной им системы тактильного покрытия поверхности тротуаров. А собственный 3D-принтер и оборудованная мастерская по производству изделий из пластика позволят свободно реализовать любую задумку.
Ещё одна проблема — это низкая информированность людей с ОВЗ по зрению о событиях культуры. Нередки случаи, когда на инклюзивных мероприятиях целевых посетителей набирается немного. Это вновь связано особенностями здоровья — для этой группы недоступны основные способы распространения информации (интернет, газеты, брошюры), где содержательная часть оформляется в виде текста или картинки. Информация в аудиоформате выходит лишь в потоковом вещании, поэтому анонсы нужно ловить в определённое время.
Создание единой инклюзивной информационной платформы, на которой люди с ОВЗ по зрению смогу получать новости о культурной жизни региона с учётом их потребностей, поможет доносить инфоповоды более точечно, а описания предстоящих событий понятными средствами позволят заранее подготовить особенных посетителей, и знакомство с произведениями искусства пройдёт для них более гладко и без лишнего стресса.
Такой системный подход будет способствовать формированию творческого общества из числа людей с ОВЗ по зрению разных возрастов, которым будет интересно не просто потреблять предлагаемые культурные продукты и услуги, но и генерировать собственные. А также привлечёт внимание общественности к сложностям восприятия информации об искусстве людьми с болезнями органов зрения, что поможет увеличить количество мероприятий и продуктов, доступных для всех граждан, независимо от возможностей здоровья.
*Проводниками называют собак-поводырей, которые помогают людям с ОВЗ по зрению безопасно исследовать окружающий мир.
Якуба Ксения Ильинична
Основная: люди с ОВЗ по зрению в возрасте от 7 до 45 лет.
Дополнительная: родители детей с ОВЗ по зрению, специалисты реабилитационных центров, люди искусства и культуры.
Цель:
Культурная адаптация и социальная реабилитация людей с ОВЗ по зрению через приобщение к миру искусства Югры.
Задачи:
1. Сформировать базу контактов для сбора и обработки информации от учреждений и органов власти Югры, полезной для людей с ОВЗ по зрению;
2. Организовать в социальных сетях проекта систематичное размещение контента о культурной жизни Югры, с учётом особенностей и потребностей людей с ОВЗ по зрению, а также создать условия для свободного обмена мнением и компетенциями;
3. Привлечь внимание деятелей культуры и искусства к проблемам людей с ОВЗ по зрению;
4. При участии тифлопедагога, издать два вида инклюзивных книг с тактильными иллюстрациями по эскизам профессиональных художников и распространить их через югорские отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Красного Трудового Знамени общество слепых»;
5. Выложить в открытый доступ выкройки и 3D-макеты выпущенных книг с методическими рекомендациями тифлопедагога.
1. Публикация более 50 афиш культурных мероприятий в пяти самых крупных городах Югры с тифлокомментированием в социальных сетях проекта;
2. Публикация 12 выпусков информационно-культурного подкаста, с учётом интересов людей с ОВЗ по зрению, в социальных сетях проекта;
3. Публикация аудиоспектакля с тифлокомментированием в социальных сетях проекта;
4. Выпуск 12 тактильных комиксов в пластиковом корпусе, выполненных по эскизу профессионального художника;
5. Выпуск 12 тактильных мягких книжек-игрушек из текстиля, выполненных по эскизу профессионального художника;
6. Проведение мастер-класса по созданию тактильных книг, исходя из полученного опыта и основываясь на рекомендациях тифлопедагогов, а также публикация записи в социальных сетях проекта;
7. Публикация 2 макетов тактильных книг с методическими рекомендациями для дальнейшего самостоятельного воспроизводства любым желающим;
8. Количество участников — более 50 людей с ОВЗ и нормотипичные;
9. Публикация материалов о ходе реализации проекта в социальных сетях, печатной прессе и на телевидении — не менее 30 выходов;
10. Создание 6 рабочих мест.
1. Запуск единой культурной цифровой платформы способствует развитию социальных навыков и культурной адаптации. Простой доступ к информации о культурной жизни региона позволит людям с ОВЗ по зрению всегда оперативно узнавать, где и когда проходят мероприятия, обмениваться мнениями и расширять круг своих интересов.
2. Выпуск периодических инклюзивных изданий для детей позволит развить сенсорные и умственные способности, абстрактное и понятийно-образное мышления. Использование разных материалов, форм и фактур, в сочетании с творческим подходом профессиональных художников и квалифицированной помощью тифлопедагога, дополнят уже сформированные понятийные аппараты юных читателей и помогут развить собственные образные суждения, что наполнит пользой каждый объект на каждой странице инклюзивных книг.
3. Формирование интереса как к книге в частности, так и к искусству в целом. Большинство изображений в современных книгах для детей с ОВЗ по зрению весьма схематичны. Любого ребенка сложно заинтересовать однообразными и фрагментарными образами. Поэтому часто для них информацию подают в виде комикса. Однако для детей с ОВЗ по зрению это совершенно недоступный объект для восприятия. Поскольку, если книгу можно перевести на шрифт Брайля, то разбитые по картинкам истории, расположенные в определенном порядке, нельзя. Я придумала, как сделать комикс так, чтобы люди с ОВЗ по зрению смогли прочитать историю и не запутаться в порядке картинок, используя известную им систему тактильного покрытия поверхности тротуаров. К тому же юмор, как положительное подкрепление, поможет ребёнку не терять интерес к чтению новых историй.
4. Участие в культурной жизни общества формирует устойчивую целостную личность. Чем зритель насмотренее, тем богаче фантазия, разнообразнее эстетические предпочтения и крепче этические нормы. И тем проще ему адаптироваться в современном мультикультурном обществе, не боясь потерять свою идентичность во всём этом многообразии.
5. Главный ожидаемый качественный результат — эмоциональное благополучие. Если человек с ОВЗ по зрению с детства включён в культурную жизнь и имеет широкий кругозор, то его личность развивается стабильно, гармонично, ему проще встроиться в общество и наладить.
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра