Заявка одобрена
Статус присвоен: 04.02.2025
Подробнее
Автор заявки
«Дети в ЧС! Без паники!»
-------Актуальность проекта-------
Нам всем страшно представить, что дети могут оказаться в опасности: в пожаре, в заложниках, в здании во время стрельбы или рядом с предметом, который может взорваться.
Мы стараемся об этом не думать. Взрослые не знают, как знакомить с этой темой детей. Все, конечно, надеются, что такого не произойдёт. Но, даже если это случится хоть единожды, хоть где-то — наше бездействие, нежелание заранее думать об этом невозможно будет оправдать.
Мы не можем выбирать ситуации, в которых оказываемся, но мы можем научиться сами и научить детей управлять рисками — научить детей действовать так, чтобы сохранить жизнь.
А есть ли вероятность, что такая ситуация может произойти в реальной жизни?
К несчастью, такое уже случалось. Дубровка, Беслан, Казань, Пермь, Ульяновск, Крокус Сити Холл. Где и когда это может повториться снова — никто не знает.
Если говорить о Югре и Сургуте, в частности, то можно обратиться к статистике. Согласно данным МЧС, за 11 месяцев 2024 года в Югре произошло 1 890 пожаров из них 347 произошло в Сургуте (это 18,3% от общего количества), 890 пожаров (47,1%) зарегистрировано в жилом секторе, при этом погибло 39 человек, 84,8% из которых – в жилых домах. В сравнении с аналогичным периодом количество погибших увеличилось на 7%.
В Сургуте в сентябре 2024 года был зафиксирован случай возгорания в образовательном учреждении - в Сургутском государственном университете. А всего за 2024 год на территории Югры произошло 7 возгораний в помещениях учебно-воспитательного назначения.
Кроме того, в ноябре 2024 года в результате пожара в дачном доме садового товарищества «Прибрежный-3» погибли 4 человека, включая 2-ух маленьких детей – вся семья. В январе 2025 года в садовом товариществе «Чернореченский» произошел пожар, в котором погибли 2 подростка.
Одним из значительных рисков является неосторожное обращение с огнем и эксплуатация электроприборов. В 2024 году 38,3% пожаров в Югре произошло из-за неисправного электрооборудования, а 35,5% – из-за неосторожного обращения с огнем. Так, например, в 2024 году зарегистрирован случай травмирования ребёнка из-за шалости с огнём в Югорске.
И это только обстановка по пожарам, не считая террористических угроз и других техногенных рисков.
Дополнительно следует учитывать, что дети являются одной из наиболее уязвимых категорий населения в ЧС. На практике большинство детей, попавших в ЧС, не знают последовательности действий или паникуют, теряют драгоценное время на спасение, что значительно увеличивает риск травм и гибели.
Безусловно, различными структурами и организациями проводится огромная работа по просвещению детей и их взрослых о поведении в ЧС. Беседы с детьми, изучение правил и инструкций, примерка формы пожарного, знакомство с огнетушителем и тушение «огня» понарошку, проведение плановых эвакуаций в традиционной форме, к сожалению, эти мероприятия не формируют навыки выживания и не помогут спастись. Опыт показывает, что дети и их взрослые не представляют, что такое реальная ЧС, как она развивается, каких действий требует на разных этапах. В реальной опасности есть всего несколько секунд для спасения. Только правильные действия, доведенные до автоматизма, помогут детям выжить. А теоретические знания в случае ЧС вылетают из головы, забываются.
Всё перечисленное подтверждает необходимость комплексной просветительской работы с детьми и их родителями, которая будет направлена именно на формирование навыков, четких действий в ЧС.
---------Социальная значимость---------
Курс «Дети в ЧС! Без паники!» направлен на просвещение детей в возрасте 6–8 лет и их взрослых о навыках безопасного поведения в ЧС. Основная идея заключается в том, чтобы создать систему занятий, позволяющую детям не только понимать, как вести себя в критических ситуациях, но и превратить эти знания в навыки и закрепить до автоматизма. Особое внимание в рамках проекта уделяется действиям в условиях пожара, который является одной из наиболее частых причин семейных трагедий на территории нашего региона.
Для реализации проекта будет приобретена уникальная технология, которая разработана на стыке педагогики и психотерапии совместно с экспертами МЧС России и Международной ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Эта программа рекомендована для использования в работе с дошкольниками и получила положительную оценку экспертов РАНХиГС.
В программе применяются бережные способы знакомства детей с этой сложной темой. Технология дает ребенку уверенность в том, что его обязательно спасут, а еще в том, что он может спасти себя сам. Дети тренируются выполнять спасательные действия самостоятельно и в случае ЧС первое действие будет запускать цепочку всех остальных действий для спасения. Для того, чтобы это получилось используется уникальное ролевое поведение для каждой ЧС. В стрессовой ситуации человек, особенно ребенок, не может взять себя в руки, он не помнит правила, как себя вести, поэтому именно роли помогут спастись в ЧС. Ведь дети познают мир через игру. Благодаря этому дети не растеряются в ЧС, не испугаются, а их действия будут автоматическими и четкими.
На курсе дети будут закреплять полученные знания через лепку, рисование, проигрывание ситуаций, использование аудиосказок и стихов, и практически отрабатывать их с помощью ролевых игр, мультимедийных материалов и других интерактивных методик. Важной частью обучения является создание позитивной предметно-пространственной среды, которая мотивирует ребенка к самостоятельному повторению изученного материала.
Родители детей будут принимать активное участие в проекте. Совместные занятия, проводимые раз в месяц, позволят им лучше понять, как правильно обучать ребенка безопасному поведению и закреплять полученные на курсе навыки дома, а также будут примером и источником единого с детьми инфополя правил безопасного поведения. Это делает процесс более эффективным, укрепляет доверие в семье, формирует единые правила и культуру личной безопасности, а также способствует развитию положительного микроклимата в семье, за счет совместного досуга.
Проект будет реализован в течение шести месяцев, начиная с сентября 2025 года, и охватит 180 детей и взрослых. Для этого будут сформированы группы для регулярных очных занятий. К проведению занятий будут привлечены два педагога дошкольного образования, которые пройдут предварительную подготовку по программе курса.
Кроме того, все участники курса пройдут входное и выходное анонимное тестирование, которое позволит оценить уровень знаний участников о поведении в ЧС. Ожидается, что после прохождения курса процент усвоения материала составит не менее 90%.
Важно отметить, что программы занятий составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей 6–8 лет, что сделает процесс просвещения максимально комфортным и эффективным.
Реализация проекта поможет подготовить подрастающее поколение к грамотным и уверенным действиям в ЧС, а также повысит уровень компетенций, ответственности и готовности к ЧС среди взрослых.
Самое главное, что мы сделаем - дадим детям шанс остаться в живых.
Людмила Александровна Горбань
• Дети 6–8 лет
• Законные представителе детей, участвующих в проекте
Цель проекта:
Профилактика вовлечения, травматизма и гибели несовершеннолетних и их законных представителей в чрезвычайных ситуациях путем повышения уровня просвещения об алгоритмах безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях среди детей в возрасте от 6 до 8 лет и их законных представителей в количестве 180 человек до уровня оценки 90% в период с сентября 2025 года по февраль 2026 года в городе Сургуте.
Задачи проекта:
• Организовать набор 60 детей в возрасте 6–8 лет и их законных представителей в количестве 120 человек для участия в проекте.
• Провести 180 просветительских занятий для детей и их законных представителей по курсу «Дети в ЧС! Без паники!».
• Оценить эффективность обучения путем проведения итоговой диагностики навыков безопасного поведения у участников проекта.
• Обучение не менее 60 детей в возрасте 6–8 лет и их законных представителей в количестве 120 человек
• Проведение 24 занятий для каждой из 6 групп в течение 6 месяцев, а в общем количестве 144 занятия;
• Проведение 6 совместных (взрослые и дети) занятий для каждой из 6 групп, направленных на закрепление навыков безопасного поведения у детей, а в общем количестве 36
• Повышение уровня просвещения детей о безопасном поведении в ЧС
• Развитие у детей навыков реагирования в случае возникновения пожара и угрозы других ЧС.
• Повышение уровня психологической устойчивости детей в стрессовых ситуациях.
• Укрепление родительских компетенций в вопросах обучения детей навыкам безопасного поведения в ЧС.
• Формирование позитивной среды для обсуждения вопросов безопасности детей и семьи.
• Формирование культуры личной безопасности детей и взрослых, популяризация навыков безопасного поведения
• Укрепление семейных отношений
город Сургут