
Заявка одобрена
Статус присвоен: 16.01.2025

Подробнее
Автор заявки
Организация условий для развития, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет на базе дошкольной организации через создание сенсорной комнаты
В Советском районе численность населения составляет более 47 тысяч человек. Детское население более 9 тысяч человек, из них с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 795 человек, 25 детей имеют расстройства аутистического спектра. Для сравнения 2022 год- 11 человек, 2023 -13 человек, 2024 - 25 человек. Еще 10 лет назад дети с РАС регистрировались в одном случае на тысячу, по данным статистики ВОЗ, сегодня в мире 1 из 100 детей страдает РАС. С сентября 2024 года на базе МАДОУ д/с "Ромашка" началась реализация одноименного социально значимого проекта (победитель гранта Губернатора ХМАО-Югры) "Организация условий для развития, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет на базе дошкольной организации через создание ресурсного пространства" (https://vk.com/wall-214348656_6211). В рамках этого проекта педагоги и специалисты успешно прошли профессиональную переподготовку в институте прикладного анализа поведения, а также в центре "Наш Солнечный мир" г. Москва по программам прикладного анализа поведения. Наш Детский сад "Ромашка" г. Советский является опорным образовательным центром для детей с особенностями, который посещает 107 детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых 26 детей с инвалидностью, 20 детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Сенсорная интеграция – это эффективный метод используемый логопедами, дефектологами и психологами для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми. Терапия сенсорной интеграции улучшает функционирование детей с аутизмом в повседневной жизни. Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Условия сенсорной комнаты позволяют направленно стимулировать гиповозбудимые зоны сенсорного развития и снимать излишнюю нагрузку с гипервозбудимых зон, что приводит к гармонизации работы всех сенсорных систем организма. Сенсорные ощущения один из самых дефицитарных навыков у детей с метальными нарушениями. На данный момент мы уже имеем ресурсное пространство, включающее в себя: территорию, сенсорно-динамический зал и обученных специалистов по научно -доказанным методикам прикладного анализа поведения, но для эффективной организации занятий необходимо улучшить среду для проведения индивидуальных и групповых занятий для детей с ментальными нарушениями с помощью приобретения дополнительного оборудования и установки сенсорной комнаты. Проблема воспитания, обучения и социализации детей с РАС и другими ментальными нарушениями актуальна по всей стране, вопрос компетентности кадров и материально-техническая база волнует, как родителей, так и самих специалистов. Педагогам и специалистам очень не хватает практических знаний, в учреждениях не оборудованы специальные ресурсные зоны (сенсорные комнаты), что жизненно необходимо для данной категории детей. Проект для нашего района является уникальным и актуальным, так как число детей с ментальными нарушениями растет, а педагоги, специалисты и общество в целом не готовы к этому. Проект "Организация условий для развития, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет на базе дошкольной организации через создание сенсорной комнаты" направлен на максимально эффективную организацию процесса обучения, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. За время реализации проекта планируется приобрести, установить и наполнить всем необходимым сенсорную комнату. Провести курс из 56 занятий в сенсорной комнате для 20 детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, применяя методики прикладного анализа поведения. В обязательном порядке все дети пройдут входную и заключительную диагностику для оценки результативности занятий. Также планируется обучить специалистов (учителя-дефектолога и педагога-психолога) практическим знаниям, в рамках стажировки в институте прикладного анализа поведения (ИПАП г. Москва центр "Центр Моя планета" https://site.moaplaneta.ru/page47708433.html). Специалисты закрепят уже, полученные теоретические знания и получат новые, практические знания и умения по методикам прикладного анализа поведения. По результатам реализации проекта не менее 20 воспитанников с РАС и другими ментальными нарушениями пройдут комплексную терапию по сенсорной интеграции, повысят свой уровень социальной адаптации, приобретут новые навыки, улучшатся коммуникативные качества и психоэмоциональное состояние. Не менее 20 родителей (законных представителей) повысят свои компетенции в вопросах воспитания, развития и обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями через тренинги и консультации. В рамках проведения ежегодной инклюзивной мастерской "Наш особый мир", приобретенный практический опыт будет транслирован педагогам и специалистам образовательных организаций Советского района.
Гришина Алина Сергеевна
дети от 2 до 7 лет, имеющие с расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения
Обеспечить возможность развития, воспитания и социализации детей с РАС и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет, создав для этого образовательные условия, учитывающие проблемы и дефициты именно этой категории детей, а также развития необходимых компетенций у педагогов, работающих с детьми с ментальными нарушениями.
1.Создать условия для функционирования сенсорной комнаты на базе дошкольного учреждения.
2.Разработать и обеспечить реализацию индивидуальных программ на каждого ребенка, участвующего в проекте с учетом методик прикладного анализа поведения.
3.Осуществить анализ результативности работы в рамках реализации проекта "Организация условий для развития, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет на базе дошкольной организации через создание сенсорной комнаты"
4.Повысить уровень информированности общества о реализации проекта "Организация условий для развития, воспитания и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 2 до 7 лет на базе дошкольной организации через создание сенсорной комнаты"
5.Обеспечить трансляцию опыта по методике прикладного анализа поведения и сенсорной интеграции для педагогов и родителей, столкнувшихся с проблемой РАС.
20 детей от 2 до 7 лет, имеющие с расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения примут участие в проекте и пройдут комплекс по сенсорной интеграции.
20 родителей, воспитывающие детей с РАС и другими ментальными нарушениями повысят свои компетенции.
40 педагогов и специалистов примут участие в ежегодной инклюзивной мастерской "Наш особый мир" для обмена опытом по данной тематике.
20 воспитанников с РАС и ментальными нарушениями пройдут комплексную терапию по сенсорной интеграции и повысят свой уровень социальной адаптации, приобретут новые навыки, полезные для самостоятельной жизни, произойдет улучшение коммуникативных качеств и психоэмоционального состояния, будут сформированы навыки самообслуживания и поведения, развита речь, снято напряжение и гиперактивность, улучшится сон и аппетит, улучшится общее соматическое состояние (входная и заключительная диагностика). 20 семей, воспитывающие детей от 2 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями повысят свои компетенции в вопросах воспитания, обучения и развития детей с особенностями ( входное и заключительное тестирование). 2 специалиста (учитель-дефектолог и педагог-психолог пройдут стажировку в инклюзивном центре "Моя планета" обучение по методике Прикладного Анализа Поведения и элементам АВА терапии и получат необходимые практические знания для работы с данной категорией детей.
Советский район