Заявка одобрена
Статус присвоен: 05.02.2025
Подробнее
Автор заявки
Школьный музей: создаем историю вместе
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в воспитании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Мы не должны забывать горькие, но в тоже время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.
Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к своей истории и не простого интереса, а познавательной деятельности.
Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох.
На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей.
Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Проект будет реализовываться в ГБОУ «Средняя школа №11 городского округа Макеевка» Донецкой Народной Республики в 2025-2026 учебном году.
Школа построена в 1935 году и первично носила имя Павла Петровича Постышева. 26 февраля 1938 года Постышева сняли со всех должностей. С фасада школы сбили его имя. И, хотя после смерти И.В. Сталина Постышев реабилитирован, имя школе не вернули.
Школа проработала 6 лет до начала Великой Отечественной войны. С октября 1941 года Макеевка была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Первый этаж школы оккупанты использовали как конюшню, на втором этаже размещался госпиталь для раненых и больных солдат. На третьем и четвёртом – штаб. После освобождения Донбасса в 1943 году началось восстановление
школы.
В 1999 году здание средней школы № 11 внесено в реестр сооружений на признание памятником архитектуры города Макеевки.
Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен открытию школьного музея - центра патриотического и гражданского воспитания, направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.
Елена Владимировна Головачева
Учащиеся школы, родители учащихся, педагоги, сотрудники краеведческого музея города, жители района
Цель проекта:
Создание условий для патриотического и гражданского воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность.
Основные задачи проекта:
1. Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;
2. Создание музея;
4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;
5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;
6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.
7. Привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.
Количество участников - 70. Два мероприятия: открытие школьного музея, встреча с участниками СВО.
Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" будет реализовываться совместно с учреждениями культуры, городским музеем. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в экономику и культуру города. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
В результате реализации проекта в школе появится современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный историко-краеведческий музей.
Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами и тружениками тыла и др. Что поможет развивают лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.
В результате реализации проекта учащиеся:
•Освоят:
базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.
•Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
•Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
• Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
•Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.
На базе школы: ДНР, г. Макеевка, Центрально-Городской район, ГБОУ "СШ № 11 Г.О. МАКЕЕВКА"