
Заявка одобрена
Статус присвоен: 07.02.2025

Подробнее
Автор заявки
Профильная смена "Наука для Победы"
Профильная смена "Наука для Победы" - это цикл мероприятий к 80-летию Победы, посвящённых подвигу советских ученых, писателей, тружеников тыла, сыгравших ключевую роль в Победе над фашизмом.
В рамках проекта состоится 5-дневная смена в осеннее каникулярное время на базе Пойковской школы №2 с участием 48 старшеклассников Пойковских школ. Каждый день смены будет посвящен определенному профилю, например 1 день - математика. В рамках этого дня пройдут различные квесты, игры, лекции от преподавателей. В рамках всего проекта ребята узнают о малоизвестных фактах Великой Отечественной войны, о тех, кто стоял у истоков создания оружия Победы, какие научные разработки принципиально повлияли на ход войны: корабли-невидимки Игоря Курчатова и Анатолия Александрова, радиолокаторы Абрама Иоффе, электросварка брони Евгения Патона, пенициллин Зинаиды Ермольевой, математические модели Мстислава Келдыша для скоростных истребителей, ракеты для "Катюш" Сергея Христиановича и многие другие. 2 день смены будет посвящен биологии, 3 день смены - химия, 4 день - физика, 5 день - литература.
Окончанием смены станет проведение чемпионата решения по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Патриотическое воспитание ― приоритетное направление в формировании мировоззрения подрастающего поколения в условиях, когда против России развязана информационная война. Ее цель - опорочить нашу историю и культуру, запутать сознание, посеять зерна сомнений и до конца разрушить основы патриотизма нашего народа.
Низкий уровень патриотизма среди подрастающего поколения является серьезной проблемой не только для общества и страны, но и для самих подростков и старшеклассников, так как именно на них делают основную ставку западные СМИ, их сознанием пытаются манипулировать, навязывают нетрадиционные русскому миру ценности.
Не каждый школьник готов противостоять этому в силу недостаточного уровня критического мышления, знаний истории и культуры своей страны, смещению ценностных ориентиров в сторону материальных благ.
По результатам опроса ВЦИОМ в сентябре 2022 года - патриотами среди российских учеников средней и старшей школы назвали себя 68% опрошенных, при этом 46% из них заявили о готовности эмигрировать из страны (https://www.rbc.ru/society/15/09/2022/6322c11b9a7947458ff3c60f).
Причин данной проблемы несколько:
1.Современных подростков в основном интересуют материальные ценности, а не духовные - так считает Никита Сергеевич Михалков (ttps://vladimir.tsargrad.tv/articles/nikita-mihalkov-nazval-sposob-sohranit-rossiju-velikoj-stranoj_1016699).
2.Молодежь вообще не знает национальную культуру, а в понятие образования она не входит - утверждает Карен Шахназаров (https://www.nakanune.ru/news/2024/09/17/22787957/).
3.Значительная часть подростков и молодежи не ориентируется в исторических реалиях и не интересуется, во многом поучительным, прошлым нашей страны. Это подтверждено опросом ВЦИОМ, проведенным в апреле 2023 г - «каждый пятый молодой человек 18-24 лет ничего не знает о нацистских преступлениях и геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны» (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chtoby-pomnili).
4.Утеряна живая связь, беседы с непосредственными участниками и жертвами Великой Отечественной войны - мнение директора ВЦИОМ Валерия Федорова (https://sn.ria.ru/20230420/molodezh-1866453836.html).
Исследования, проведенные нами, дополняют картину тревожной ситуации. Опросы проводились с 2022 года в рамках патриотических проектов - победителей конкурсов грантов Президента РФ и грантов ПФКИ («Новые герои России», Молодёжный лагерь «Наука для всех», «Служу Отечеству верой и правдой!», «Наука побеждать!", Патриотический сериал «Наука побеждать!»). Проведены 3 исследования актуального уровня патриотизма и его динамики среди подростков и старшеклассников: октябрь 2022 - февраль 2023 (627 чел); март - июнь 2023 (619 чел); февраль - июнь 2024 (523 чел). Если в 2022 году 37% опрошенных заявили, что не считают себя патриотами, то в 2024 году опрос показал, что не считают себя таковыми – 12,4%, но при этом 38,8% не определились. Удручающим оказался и уровень знаний истории Великой Отечественной войны: 18% опрошенных школьников не назвали ни одного героя и 63% - смогли назвать лишь героя, чьим именем названа школа, где они обучаются. 62,7% не смогли назвать ни одного пионера-героя, а 76% не смогли вспомнить ученых и инженеров, внесших неоценимый вклад в нашу Победу. 39% респондентов не ориентируются в основных датах и событиях Великой Отечественной войны.
При этом отмечена высокая эффективность патриотических мероприятий со школьниками. Например, после посещения патриотических экскурсий и просмотра исторического фильма-расследования «Наука побеждать. Морские призраки Академика Курчатова», а также после дискуссий с историком и журналистом К.А.Залесским, фамилию и биографию Игоря Курчатова запомнили 95% участников, а имена основоположников технологии размагничивания боевых кораблей Курчатова и Александрова запомнили 72%. 88% учащихся после проведения интерактивных экскурсий «Наука побеждать!» заявили, что хотят глубже изучать историю. На вопрос «Какой формат изучения истории вам ближе?» подавляющее большинство опрошенных ответили, что хотят изучать науки через интерактивные технологии (возможность прикоснуться к реальным артефактам). А после встреч с участниками боевых действий в зоне СВО 94% опрошенных заявили, что формат живого общения с героями важнее и интереснее, чем просто "Разговоры о важном".
Большинство респондентов (94%) изъявили желание в дальнейшем участвовать в патриотических проектах.
На основании проведенного анализа проблемы убеждены, что наш проект, направленный на сохранение исторической памяти и правды, воспитание патриотических чувств, национальной гордости, поможет подросткам и старшеклассникам сориентироваться в исторических реалиях, даст правильные ценностные и моральные ориентиры, повысит уровень патриотизма и знаний истории ВОВ.
Шаль Олеся Васильевна
Школьники 8-11 классов гп.Пойковский
Укрепление патриотизма у 48 подростков и старшеклассников школ гп.Пойковский и сохранение исторической памяти о подвиге наших ученых, инженеров, писателей, тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны посредством проведения 5-дневной профильной смены "Наука для Победы" (по предметам математика, биология, химия, физика, литературе) в осенние каникулы 2025 года.
Задачи:
1. Подготовка образовательной и развлекательной программы смены
2. Набор участников
3. Работа по привлечению партнеров Проекта
4. Проведение профильной смены
5. Информационное сопровождение
6. Подведение итогов проекта
- приняло участие 48 школьников
- организовано не менее 10 образовательных лекций
- организовано не менее 20 интеллектуально - развлекательных мероприятий
- написано не менее 15 постов о проекте
- проведен 1 чемпионат по ТРИЗу
- привлечено не менее 5 педагогов ВУЗов
- снято не менее 1 видеосюжета по проекту
- Укрепление чувства патриотизма у подростков и старшеклассников
- Расширение кругозора о подвиге наших ученых, инженеров, писателей, тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны
- Повышение знаний об истории Родины, научных достижениях
- Повышение престижа научных свершений страны
пгт.Пойковский Нефтеюганский район