Заявка одобрена
Статус присвоен: 08.10.2024
Чистая вода Нижневартовск
Проект реализует:
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
С целью комплексного подхода к оценке качества питьевой воды на территори города Нижневартовска (от водозаборных организации до управляющей компании и конкретной квартиры жителя) было принято решение объединить усилия двух субъектов общественного контроля – РОООЗПП «Альянс» и Общественной палаты ХМАО-Югры. Общественный контроль за состоянием питьевой воды был проведен в городе Нижневартовске в доме по адресу ул. Ленина, д. 58. С целью обеспечения объективности общественного контроля в качестве общественных инспекторов были вовлечены активные жители дома, которые участвовали как в обсуждении самой методики проведения общественного контроля, так и во всех его этапах. В качестве информационного канала использовалась группа жителей дома в мессенджере Вайбер, как наиболее лояльный для них информационный канал, через который инспекторами – жителями дома транслировались результаты общественного контроля. В ходе общественного контроля удалось выявить факторы загрязнения питьевой воды. Ими оказались домашние фильтры, которые при длительной эксплуатации накапливают вредные вещества и сами становятся источниками загрязнения. Замеры общественного мнения, проводимые в группе до и после проведения общественного контроля, позволили зафиксировать рост оценки доверия к качеству питьевой воды и информации официальных источников.
Обоснование социальной значимости
В настоящее время в ХМАО-Югре реализуется национальный проект «Чистая вода», основной целью которого является повышение качества питьевой воды для населения. (https://docs.cntd.ru/document/561440400). Основным целевым показателем данного проекта является доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. В государственном докладе "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ХМАО-Югре в 2023 году" (https://86.rospotrebnadzor.ru/uploads/gd-2023-hmao-yugra.pdf) качественной питьевой водой было обеспечено 91,4% (2022г. – 89,2%) от всего городского населения, обеспеченного централизованным питьевым водоснабжением (стр. 25 Доклада). При этом в городе Нижневартовск всего лишь 6% проб питьевой воды из распределительной водопроводной сети, не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (стр. 24 Доклада) и 0,6 % по микробиологическим показателям (стр. 10 Доклада). Анализ публикаций в СМИ и социальных сетях показывает негативные отзывы значительной части жителей Нижневартовска на качество питьевой воды. Опрос, проведенный среди жителей города Нижневартовск в социальной сети Вконтакте показал, что более 63% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Считаете ли вы качество водопроводной питьевой воды удовлетворительным?». https://vk.com/poll-35704350_814951280 Столь большое разногласие между официальными данными и мнением граждан побудило нас провести интервьюрование горожан с целью выявления причин такой оценки с их стороны (https://vk.com/video-146991938_456239027). Интервью показало, что граждане не знают как вода поступает к ним в дом, какие организации и органы отвечают за качество питьевой воды, как проходит оценка качества воды. А самое главное, более 50 % опрошенных не доверяют результатам таких исследований, соответственно не доверяют официальной информации. 100% опрошенных положительно отнеслись к объективной информации о состоянии питьевой воды.
Цели
Повышения уровня информированности и правового просвещения граждан в области обеспечения качественными услугами ЖКХ за счет проведения общественного контроля за реализацией национального проекта "Чистая Вода" на территории города Нижневартовск
Задачи
Повышение уровня информированности жителей города по вопросам качества услуг ЖКХ Повышение уровня правового просвещения по вопросу защиты прав и законных интересов потребителей услуг ЖКХ Обеспечение объективности и открытости общественного контроля
Команда
Общественная палата ХМАО-Югры
В общественный контроль в разных формах было вовлечено более 500 жителей города Нижневартовска
Увеличился на 20% уровень доверия граждан к информации органов власти
Увеличился уровень правовой грамотности граждан по вопросам предоставления услуг ЖКХ
https://vk.com/video-146991938_456239027
https://mvremya.ru/article/21071/
https://vk.com/wall-29952568_324003
https://www.roscomsys.ru/press-center/news/?ID=9351