15 февраля АНО «ЦТЭД» провел Круглый стол по итогам реализации первого этапа проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» в 2022 г.

17.02.2023

Круглый стол был организован АНО «Центр технологий электронной демократии» совместно с МИП «ИНТЕХ» (Нижневартовский государственный университет). 
Круглый стол проходил в режиме онлайн с 33 точками подключения участников, в том числе из студий образовательных организаций, таким образом в Круглом столе приняли участие около 40 человек: это организаторы, партнеры, участники, кураторы, тьюторы проекта «Цифровая трансформация на службе граждан».

География Круглого стола: г. Ханты-Мансийск, г. Нижневартовск, г. Нягань, г. Покачи, г. Радужный, Кондинский район (г.п. Луговой, г. п. Междуреченский, с.п. Половинка, г.п. Мортка, п. Ягодный), Нижневартовский район (г.п. Излучинск).
Модератором заседания была исполнительный директор АНО «ЦТЭД», руководитель проекта Наталья Маслова. 

Открывая Круглый стол, Наталья Маслова подчеркнула, что Круглый стол посвящен итогам первого этапа проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» и старту второго этапа Проекта. Она сказала: «Мы сегодня должны подвести итоги, посмотреть все плюсы и минусы, которые у нас были по итогам реализации первого этапа Проекта и будем двигаться дальше. Кроме того, у нас с 1 марта 2023 года запускается новый проект «Грани Ленинградской блокады и можно нашим слушателям использовать полученные цифровые компетенции для участия в этом проекте».

Наталья Маслова в своем выступлении отметила такие детали: слушатели г.п. Излучинска Нижневартовского района высоко оценивают Проект и по их просьбе Нижневартовский район снова включен в участники Проекта;  в состав целевых групп Проекта  добавлены учащиеся старших классов (9-11 классы) средних общеобразовательных школ, которые получат цифровые компетенции, чтобы стать участниками и экспертами Конкурса на предоставление грантов Губернатора Югры

на развитие гражданского общества для физических лиц.

Далее она рассказала о цели Проекта, которая направлена на повышение эффективности деятельности НКО, добровольцев и гражданских активистов на базе открытых данных путем обучения цифровой грамотности и ключевым компетенциям в области цифровой трансформации, цифровой экономики, приобретения новых цифровых компетенций, а также формирования культуры информационной безопасности личности, а также о сроках реализации проекта. После чего, Наталья Маслова на основе подробной презентации представила результаты 1 этапа Проекта. В рамках первого этапа в июне 2022 г. разработано новое электронное учебно-методическое пособие «Основы цифровой трансформации» объемом более 50 тыс. знаков, хотя по плану было 15 тыс.знаков. Это связано с тем, что было принято много новых нормативных правовых актов по стратегическим направлениям в области цифровой трансформации государственного управления, образования, социального развития и других сферах, с применением технологий искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей. Проведена в июле-августе актуализация материалов и дополнение новой информации в электронные учебные пособия «Ресурсы и сервисы цифровой экономики» и «Основы кибербезопасности».  Организована актуализация текста и осуществлен выпуск бумажной версии Учебно-методического пособия «Цифровая трансформация на службе граждан» (700 экз.)  с учебным планом на 4 блока: «Основы цифровой трансформации», «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности». В сентябре-октябре 2023 года была организована доставка пособий в муниципалитеты, которые участвуют в реализации Проекта. Далее Наталья Маслова рассказала об основных мероприятиях таких как набор кураторов и тьюторов проекта; проведение установочных и обучающих вебинаров в онлайн режиме для представителей муниципальных образований Югры; набор слушателей и формировании 25 групп для их обучения по сокращенному курсу на 20 академических часов.

В ноябре-декабре 2022 года было обучено 264 слушателя из числа сотрудников общеобразовательных организаций, волонтеров (добровольцев), гражданских активистов Югры, которые повысили цифровые компетенции по основам цифровой трансформации и кибербезопасности, обучились работе по использованию ресурсов и сервисов цифровой экономики. Для участников проекта был проведен цикл из 5-ти лекций по темам: «Финансовая кибербезопасность и борьба с финансовым мошенничеством», «Основы кибербезопасности» (лектор, представитель Администрации Липецкой области Михаил Наумович Шахнюк); «Цифровая трансформация образования Югры» (лектор, начальник отдела цифровой трансформации и инновации Департамента образования и науки ХМАО - Югры Лариса Владимировна Цулая); «Искусственный интеллект на службе граждан»  (лектор, руководитель Департамента искусственного интеллекта Института цифровой экономики МГУ имени М.В.Ломоносова, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, д.т.н., профессор Александр Николаевич Райков); «Цифровая трансформация для поддержки проектов в сфере образования» (лектор, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, к.п.н. Анна Давидовна Трахтенберг). Всего в 5-ти тематических лекциях приняло участие 770 человек из числа слушателей, тьюторов, организаторов и кураторов Проекта.

25 ноября 2022 года в дистанционном и очном режиме было проведено заседание Цифрового клуба Югры в рамках Стратегической сессии «Цифровая трансформация в государственном управлении», На заседании выступил руководитель цифровой трансформации региона, заместитель Губернатора автономного округа Алексей Геннадиевич Забозлаев, представители Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, Александр Шубин и Максим Катков. Важное выступление было директора Департамента информационных технологий и цифрового развития ХМАО - Югры Павел Ципорин, который рассказал о Стратегии цифровой трансформации в Югре и подробно остановился на основных направлениях ее реализации, о перспективах создания новых электронных сервисов и новых электронных услугах, которые будут внедрены в нашем регионе, в том числе в сфере образования. Таким образом, по итогам реализации первого этапа проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» все мероприятия выполнены в полном объеме.

В завершение своего выступления Наталья Маслова предложила участникам Круглого стола использовать полученные цифровые компетенции для участия в проекте «Грани Ленинградской блокады». Проект посвящается 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 2024 года) и организуется в период подготовки и проведения 105 годовщины со Дня рождения выдающегося писателя-фронтовика, защитника Ленинграда, автора «Блокадной книги» Даниила Александровича Гранина (1 января 2024 года). Д.А.Гранин дружил с нашим округом. До 2017 года проводились совместные мероприятия с писателем и многие читатели помнят Даниила Александровича, когда он принимал личное участие в читательских конференциях в Югре. Затем Наталья Маслова подробно рассказала о Концепции и условиях участия в Цифровом литературно-художественном конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». Все участники и победители цифрового конкурса получат соответствующие дипломы за подписью Марины Данииловны Чернышевой-Граниной - почетного председателя Оргкомитета проекта «Грани Ленинградской блокады», дочери писателя. Победители и призеры цифрового конкурса чтецов получат также и призы.

Куратор проекта от МИП ИНТЕХ (Нижневартовский государственный университет) Марина Бахтиерова подробно рассказала об организационно-методическом обеспечении при проведении обучения и полученных результатах Проекта в 1 этапе обучения в 2022 году по курсу  «Цифровая трансформация на службе граждан».

«На первом этапе было сформировано 25 групп по 10-13 слушателей, набор которых осуществлялся кураторами в каждом муниципальном образовании исходя из установленной целевой группы в 6 муниципальных районах ХМАО - Югры. Обучение проводили тьюторы в очной и очно-заочной форме с учетом эпидситуации. В процессе работы каждый тьютор получал доступ в личный кабинет на сайте ecdl.mipnv.ru, позволяющий в режиме онлайн создавать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, производить набор слушателей, формировать отчетную документацию, обрабатывать анкетные данные и т.д.» - сообщила Марина Бахтиерова и представила платформу, на которой работали тьюторы. Затем она рассказала, что для слушателей был разработан электронный тест на портале intellekt.expert на базе учебного центра ООО МИП «ИНТЕХ», состоящий из 30 вопросов. Основная масса слушателей при прохождении тестов ответила в основном верно на 100 % вопросов, что свидетельствует о высоком качества результатов обучения.  Процентное соотношение баллов, набранных слушателями: до 80% – 11 человек, от 80% до 90%– 11 человек, 90-99% - 93 человека, 100% - 149 человек.

С целью дальнейшего совершенствования процесса обучения, слушатели, по окончании курса, заполняли электронную анкету. Анализ проведенного анкетного опроса слушателей о качестве обучения и полезности Программы обучения для дальнейшей жизни показал следующие результаты. На вопрос «Оправдались ли в целом Ваши ожидания от Программы», 78% слушателей ответили – полностью оправдались, а 22% - в основном оправдались. По окончании обучения и успешного завершения тестирования каждый слушатель получил сертификат. Сертификаты формировались в электронном виде и отправлялись тьюторам для вручения слушателям. Всего сформировано и вручено 264 сертификата.

Затем выступили тьюторы 1 этапа Проекта 2022 г.г. и рассказали об опыте проведения обучения в рамках реализации курса «Цифровая трансформация на службе граждан».
Татьяна Африкян, тьютор, и. о. директора МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», поприветствовала участников Круглого стола и отметила, что является участником проекта по повышению цифровых компетенций не первый год. Она рассказала о полезных и эффективных проектах, которые учащиеся общеобразовательных школ реализуют благодаря полученным цифровым компетенциям. Затем Татьяна Григорьевна дала рекомендации по развитию проекта и по привлечению участия старшеклассников в проекте. Например, многие из них являются волонтерами и могут помогать одиноким пожилым людям в освоении цифровой грамотности в летний период на школьных площадках. Также Татьяна Африкян посоветовала на втором этапе больше внимания уделить обучению цифровой грамотности, особенно в работе с электронными таблицами и формами.  

Галина Никулина, тьютор, заместитель директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Покачи поприветствовала участников Круглого стола и сказала: «Мы рады, что наша школа участвовала в таком интересном проекте. Мы уже без цифровизации не представляем нашу жизнь. Пройдя курс «Цифровая трансформация на службе граждан» мы получили для себя много интересной и новой информации, материал был понятен, на курсе был получен необходимый запас знаний, лекторы всегда быстро и легко давали ответы на интересующие вопросы, была создана группа в WhatsApp где так же можно было задать вопрос и всегда был получен ответ.

 Особенно заинтересовала кибербезопасность, мошенничество в сетях и по мобильной связи сейчас очень распространено, и мошенники находят все более изощрённые методы атак, мои слушатели особо отметили лекции Михаила Наумовича.

 Так же сейчас планируем формировать группу школьников, и просим, чтобы провели для них лекции по кибербезопаности. И я уверена их очень заинтересует вопрос, как заработать деньги, участие грантах. Галина Анатольевна особо отметила актуальные вопросы для старшеклассников, какие ВУЗы востребованы, как получить дополнительные баллы по ЕГЭ, какие актуальные направления для определения сдачи ЕГЭ и какие востребованы направления для старшеклассников. 

Галина Никулина поблагодарила организаторов и выразила готовность участия и привлечение слушателей к мероприятиям проекта «Грани Ленинградской блокады».

Петр Тульнев, тьютор, заместитель директора МАУ ДО «Компьютерная школа», отметил, что проект по повышению цифровых компетенций своевременный, очень нужный, полезный, привлекательный. «В одну группу мы набрали слушателей старшего возраста. В ходе обучения выяснилось, что им интересно пользоваться различными сервисами: портала Госуслуг, Пенсионного фонда, а также покупать товары в Интернет-магазинах и получать другие услуги.», - рассказал Петр Тульнев.

Также он выразил желание и готовность принять участие в мероприятиях проекта «Грани Ленинградской блокады».

Тьюторы из города Нягани и Кондинского района (Луговская СОШ) Игорь Карачков и Анастасия Сайко отметили востребованность, актуальность проекта и полезный опыт, который они получили.

Об опыте участия в проекте «Цифровая трансформация на службе граждан» выступили кураторы проекта из Кондинского района и города Нягани - Марина Степанова и Ольга Куприянчик. Они дали рекомендации по организации обучения и поблагодарили Центр технологий электронной демократии за такие актуальные в наше время проекты.

По окончании мероприятия Наталья Маслова подвела его итоги и выразила благодарность спикерам и всем участникам Круглого стола.

Справка:
Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе. 
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры.
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.

`