28 июня 2022 г. АНО «ЦТЭД» был организован Круглый стол, посвященный итогам реализации проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» в 2021-2022 годах

01.07.2022

Заседание Круглого стола проводилось в офлайн и онлайн режиме с подключением 25 точек доступа к заседанию, в котором приняли участие свыше 40 человек. Часть участников находилась в «Точке кипения» Югорского государственного университета. Это участники цифровых проектов АНО «ЦТЭД», известные в Югре общественные деятели и гражданские активисты, такие как Мария Кузьминична Волдина (Вагатова), первая хантыйская поэтесса, почётный гражданин Югры; Альбина Сергеевна Глухих (Уфимцева),журналист, заслуженный работник культуры России, «Легенда югорской журналистики»; Станислав Петрович Кононенко, председатель регионального общественного движения инвалидов-колясочников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Преобразование», почетный член Общественной палаты Югры и др.
Модератором Круглого стола выступила исполнительный директор АНО «ЦТЭД» Наталья Маслова, руководитель проекта. 
Открывая заседание, она приветствовала всех участников проекта -организаторов, партнеров, экспертов из Москвы, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга. Особые слова благодарности прозвучали в адрес кураторов и тьюторов проекта из Нижневартовска, Мегиона, Лангепаса, Урая, Югорска, Советского (сельские поселения Агириш, Коммунистический, Малиновский, Пионерский и Таёжный), Березовского (пгт. Игрим и сельские поселения Светлый и Саранпауль) и Нижневартовского районов (пгт. Излучинск) ХМАО-Югры, а также Липецка и Владикавказа. 
«Как вы знаете, наш проект направлен на поддержку национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» в части эффективности деятельности НКО, гражданских активистов и добровольцев путем обучения основам знаний и навыков в области цифровой экономики, приобретения новых цифровых компетенций, а также формирования культуры информационной безопасности. С самого начала проект осуществлялся за счет средств гранта Губернатора Югры и в тесном взаимодействии с органами государственной власти автономного округа, занимающимися вопросами цифрового развития и образования, а также с Общественной палатой Югры, члены которой по итогам реализации проекта в 2019 – 2020 гг. рекомендовали его масштабирование и выход на межрегиональный уровень, что нам и удалось сделать на новом этапе. Теперь преподавание по нашей методике ведется в Липецкой области и Республике Северная Осетия-Алания, и мы с удовольствием пригласили представителей этих регионов принять участие в обсуждении итогов и выработке практических рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие проекта», – сказала, открывая Круглый стол, Наталья Маслова. 
Затем она представила основные итоги проекта: «Мы пришли к выводу, что обучение должно носить многоступенчатый характер. Сначала мы набираем кураторов в территориях проекта и проводим с ними установочные вебинары, а потом уже кураторы набирают тьюторов. Затем по специальной программе повышения квалификации наши партнеры из Малого инновационного предприятия «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете обучают тьюторов. а тьюторы по разработанному АНО «ЦТЭД» учебному пособию обучают слушателей из числа гражданских активистов. Мы ежегодно актуализируем наше учебное пособие «Цифровая экономика для гражданского общества» с учетом изменений нормативно-правовой базы, появления новых угроз информационной безопасности и новых видов и методов киберпреступности, внедрения новых государственных информационных систем и электронных суперсервисов, а также с учетом опыта реализации проекта в предшествующие годы». 
Наталья Маслова сообщила, что за отчетный период АНО «ЦТЭД» провело 171 мероприятие по реализации проекта. В частности, были организованы установочные вебинары и подготовлены 7 кураторов, обучены и получили официальные удостоверения о повышении квалификации 35 тьюторов, которые, в свою очередь обучили 713 слушателей. По результатам итогового электронного тестирования все слушатели получили сертификаты официального образца. Также в ходе реализации проекта было организовано 12 тематических онлайн-лекций и проведено 4 заседания Цифрового клуба Югры с участием свыше 300 человек. Последнее заседание прошло в рамках XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС. Оно было посвящено правовой базе цифровизации и в нем приняли участие ведущие отечественные специалисты по информационному праву. 
«По окончании обучения мы в обязательном порядке собираем и анализируем отзывы слушателей. С аналитическим отчетом по итогам обратной связи можно познакомиться у нас на сайте cted.ru. Подчеркну, что подавляющее большинство отзывов исключительно позитивное, и содержит целый ряд ценных рекомендаций», – сказала в завершении своей презентации Наталья Маслова. 
Затем куратор проекта от МИП «ИНТЕХ» Марина Бахтиерова поделилась опытом организации обучения тьюторов и слушателей. Она отметила разнообразие форм обучения: очная, очно-заочная и дистанционная, что предъявляло особые требования к организаторам. В процессе работы каждый тьютор получал доступ в личный кабинет на сайте ecdl.mipnv.ru, позволяющий в режиме онлайн создавать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, производить набор слушателей, формировать отчетную документацию и т.д. Организация обучения позволяла не только проводить занятия, но и вести индивидуальные консультации, которых прошло свыше 150. Для слушателей проекта был разработан электронный тест на портале intellekt.expert на базе учебного центра «МИП «ИНТЕХ», состоящий из 25 вопросов. 
Марина Бахтиерова особо подчеркнула высокое качество обучения. Она привела статистику тестирования: 513 человек набрали от 95 до 100 баллов, то есть ответили верно практически на все вопросы. 199 человек набрали от 66 до 94 баллов, и только 1 человек – меньше 66 баллов. 
Затем своим опытом поделились кураторы и тьюторы проекта: куратор и тьютор проекта из Излучинска (Нижневартовский район), заместитель директора по учебной работе МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Татьяна Африкян, тьютор из Лангепаса, учитель информатики МБОУ «Средняя школа № 5» Елена Шарафгалиева, тьютор из Югорска, педагог-библиотекарь Лицея им. Г.Ф. Атякшева Наталья Звягинцева и другие. 
Куратор проекта от Липецкой области, заведующая кафедрой Института развитияобразования Марина Селиванова, которая от пяти липецких тьюторов выразила благодарность АНО «ЦТЭД» за возможность войти в проект и предоставленную методическую базу. «Особенно важно, что обучение доступно для всех групп населения, от школьников до пенсионеров. Оказалось, что даже весьма продвинутые в информационном отношении ученики старших классов, не всегда знали нюансы, связанные с кибермошенничеством и киберугрозами! В ноябре прошлого года проходила перепись населения, как раз мы на практике обучали пройти перепись через сайт Госуслуг. Также тьюторы Липецкой области помогали слушателям отличать фейковые сайты от настоящих при осуществлении покупок онлайн», - отметила Марина Селиванова. Она особо обратила внимание на успешное взаимодействие сАссоциацией крестьянских и фермерских хозяйств, благодаря чему липецкие фермеры получили целый ряд полезных практических навыков: как сдавать финансовые документы в электронном виде, как обращаться в налоговую инспекцию через электронный кабинет налогоплательщика, через сайт Госуслуг и т.д. В заключении Марина Селиванова поблагодарила Наталью Маслову как исполнительного директора АНО «Центр технологий электронной демократии», организаторов и лекторов за возможность получитьвидеозаписи мероприятий и практико-ориентированные данные, а также выразила надежду на дальнейшее сотрудничество по проекту. 
Тьютор из Липецкой области, учитель физики и информатики средней общеобразовательной школы№ 33 имени П. Н. Шубина Лариса Чирковаподелилась опытом работы с разновозрастной группой слушателей. По ее мнению, главное – чтобы темп подачи учебного материала был комфортен одинаково для всех. Поэтому она предложила дифференцировать слушателей повозрастному диапазону и проводить обучение по курсу в каникулярный период. По мнению тьютора, людям «серебряного возраста» в качестве «шпаргалки» при изучении цифровых компетенцийособенно полезны материалы видеокурса «Цифровой гражданин».
Лариса Чиркова также внесла ряд дополнений в курс. «Рассматривая первый блок по основам цифровой грамотности Учебно-методического пособия, я дополнительно включила в него информацию об облачном хранении данных. Оказалось, что для многих слушателей, особенно среднего и старшего возраста, стало открытием, что можно хранить большое количество информации не на флешках или дисках, а воблачных хранилищах» - отметила Лариса Чиркова и предложила разработчикам учебно-методического пособия пополнить соответствующий раздел обучением практическим навыкам работы с облачным хранилищем данных. 
Лариса Чиркова адаптировала ряд разделов курса специально для слушателей из Липецкой области. Например, с ее помощью слушатели-школьники смогли получить онлайн «Пушкинскую карту» и посетить в филармонию. Граждане старшего поколения приобрели навыки онлайн покупок лекарственных препаратов в региональной аптечной сети Липецкой области, что не только удобно, но и дало им возможность получать скидкина лекарства. 
Постоянный участник проекта, тьютор, заместитель директора Излучинской общеобразовательной средней школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов (пгт. Излучинск) Татьяна Африкян в своем выступлении подчеркнула его высокую востребованность. В этом году тьютор обучила пять групп, в составе которых были старшеклассники. «Курс «Цифровая экономика для гражданского общества» настолько продуман, что что ряд тем стал открытием даже для выпускников профильных классов! Особенно полезным стал этот курс для тех девятиклассников, которые собираются идти во взрослую жизнь и поступать в колледжи», - отметила Татьяна Африкян. 
Она также рассказала, что курс содействовал подготовке школьниками индивидуальных проектов по информатике. «Это требование ФГОС. После того как школьники прошли обучение, они,используя приобретенные цифровые компетенции, подготовили очень интересные проекты, такие, как «Безопасный интернет», «Кибербуллинг», «Информационное общество и современные человеческие потребности», «Какое влияние на нас оказывает реклама и стоит ли ей доверять», «Рациональное распределение доходов для студентов», «Влияние компьютерных игр для развития подростка», «Компьютерные игры - вред или польза», – отметила Татьяна Африкян.
Полученные навыки школьники использовали и для подготовки социальных проектов. В Излучинске реализуется электронный просветительский проект «Православная церковь в истории России», созданный учащимися в формате электронной книги и электронных приложений «Колокола, колокольный звонк», «Храмы Югры, храмы России», «Россияне, которые возведены в лик святых» и другие. Сейчас школьники разрабатывают сайт для продвижения электронной книги. Учащимися уже разработаны сайты, посвященные известным людям Излучинска, проекту по созданию профориентационного центра и другие. 
«Сейчас мир без цифры невозможен. Школьники все чаще выбирают будущие профессии, связанные с цифрой и IT-технологиями. Один из наших учеников создал простейший брокерский сайт, на котором учат как зарабатывать в Интернете. Поэтому хотелось бы расширить и дополнить курс разделом о том, как зарабатывать в Интернете. А вообще интерес у молодежи к курсу «Цифровая экономика для гражданского общества» невероятный. Проект очень востребован и полезен», - резюмировала тьютор из Излючинска.
Об опыте проведения обучения такжерассказали тьютор из Югорска, педагог-библиотекарь лицея им. Г.Ф. Атякшева Наталья Звягинцева и тьютор из Мегиона, учитель информатики и ИКТ СОШ № 9 Наталья Чудакова. Все тьюторы выразили благодарность АНО «ЦТЭД», отметили социальную значимость проекта и внесли ряд практических замечаний, направленных на совершенствование проекта.
О совершенствовании курса «Цифровая экономика для гражданского общества» с учетом опыта и реализации новой национальной цели «Цифровая трансформация» рассказала Мария Лазарева, автор учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества», к.ф.н., (Москва). 
Предложения по развитию проекта с учетом национальной цели «Цифровая трансформация» представила Надежда Алексеева, научный руководитель проекта. 
Куратор проекта от АНО «ЦТЭД» Марина Коваленко организовала обсуждение проекта с участниками в «Точке кипения» в ЮГУ. Все они подчеркнули важность приобретения и постоянного обновления цифровых компетенций для общественной деятельности и для личной жизни. Станислав Кононенко подчеркнул значимость обучения современной цифровой грамотности для людей с ограничениями по здоровью, что особенно ярко проявилось в период пандемии коронавируса.
В своем выступлении студентка второго курса Югорского государственного университета, обучающаяся по направлению «Программная инженерия», Камилла Баимова рассказала о собственной разработке мини-проекта «Смартфон для начинающих» и предложила использовать данный продукт в проектах АНО «ЦТЭД»,направленных на цифровую трансформацию в интересах граждан.
 
Выступающие поддержали предложения организаторов проекта, направленные на дальнейшее его совершенствование: 
− Продолжить практику массового обучения граждан Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, направленную на построение гражданского общества.
− Постоянно информировать население округа о социально значимых проектах Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направленных на становление электронного государства.
− Включить в программу курса информационные ресурсы по созданию, развитию и повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций, разработать рекомендации по использованию сервисов цифровой экономики для нужд профсоюзных организаций.
Также был выдвинут ряд практических рекомендаций, которые будут учтены в дальнейшей работе. 
«Проект не только показал свою востребованность, и помог повысить эффективность работы гражданских активистов, но и способствовал формированию целого сообщества неравнодушных людей, готовых и дальше активно участвовать в цифровой трансформации Югры и России в целом. Уверена, что это сообщество будет постоянно расти», - сказала в заключение Наталья Маслова. 
 
Справка:
 
Проект «Цифровая экономика для гражданского общества» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе. 
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и молодежной политики Югры, Общественной палаты.
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.  

`