95 лет со дня рождения белорусского советского писателя Алеся Адамовича (1927–1994)

14.09.2022

В Международной онлайн-встрече блокадников, организованной АНО «ЦТЭД» 8 сентября совместно с Фондом сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина приняла участие дочь писателя Наталия Адамович. В своем выступлении она отметила: «3 сентября мы отмечали 95‑летие Алеся Адамовича. Правда, в действительности он родился на год раньше - 3 августа 1926 года: его мать подправила ему документы, чтобы немцы не угнали сына в Германию. Юбилейные мероприятия проходили в родных местах моего отца в посёлке Глуша Бобруйского района».

Наталья Александровна прислала нам биографию своего знаменитого отца, которую она сама составила и предоставила нам возможность использовать частично информацию из нее. Вот, что мы узнали.

«Учась на врача, его отец – Адамович Михаил Иосифович… после окончания медицинского факультета Белорусского государственного университета, был направлен в 1928 году на постоянную работу в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал туда вместе с женой — Анной Митрофановной и сыновьями: Евгением и Александром. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир» Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович — учитель математики)».

 Как писал Алесь Адамович: «А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь — рабочий поселок Глуша».

«…Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке Глуша, которой он заведовал. “Радиус авторитета сельского врача”, по словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок, но и все окрестности. С января 1940 года он находился на военной службе. С первых дней войны он — на фронте, был терапевтом 13-ой армии, дослужился до подполковника медицинской службы».

В 1940-1941 годы Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской области), где учительствовал его дядя Антон, который “гранил” его характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась война с Германией, а для его матери, старшего брата Евгения и его самого — “война под крышами”.

Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года она с сыновьями “пошла в лес”, в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Саша, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях в Бобруйском и Октябрьском районах, видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по командировке Центрального штаба партизанского движения он был направлен в город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме и одновременно работал. И День Победы он встретил там».

 Так как Алесь Адамович участвовал в Великой Отечественной войне, то главная тема его прозы – борьба с фашизмом и нравственные истоки народного сопротивления. Он описывал свою реальную войну либо войну тех, кто прошел и прожил ее в тех страшных и трагических условиях.

 Из биографии писателя: «…С 1948 года начал писать роман “Сыновья уходят в бой”. …1960 год. Публикует в журнале “Дружба народов” роман “Война под крышами”. Позже отметил: ”Если мне что и удалось в романе “Война под крышами”, то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью”. …1963 год. Публикует в журнале „Дружба народов“  вторую часть романа-дилогии „Сыновья уходят в бой“ На основе этих произведений написан киносценарий  двухсерийного фильма „Война под крышами“ и «Сыновья уходят в бой“ (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель песен  Владимир Высоцкий, киностудия „Беларусьфильм“, 1970 г.)…1968 год. Написал сценарий документального фильма „Хатынь, 5 километров“ (режиссер И. Коловский), с которого начался новый этап в подходе прозаика к военной теме: на смену  героизации пришла трагедийность».

 Александр Михайлович широко использовал в своих произведениях автобиографический и документальный материал: книги-свидетельства "Я из огненной деревни", соавторы - Янка Брыль и Владимир Колесник (1975), "Блокадная книга", совместно с Даниилом Граниным (1977-1981). Истоки тоталитаризма как формы идеологии раскрыты в романе "Каратели" (1980). Судьбе мира после ядерной катастрофы посвящена повесть "Последняя пастораль" (1987).

Алесь Адамович - автор сценариев к фильмам "Война под крышами" (1967), по одноименному роману и "Иди и смотри" (1985), по книге "Хатынская повесть" (1973). Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах "Отвоевались!" (1990), "Мы - шестидесятники" (1991).

 Для книги «Я из огненной деревни», Алесь Адамович и его товарищи и соавторы, Янка Брыль и Владимир Колесник, собирая материалы за три года (1970–1973) объездили 147 белорусских деревень и записали на магнитофон рассказы чудом уцелевших свидетелей трагедий. «Мы такую правду на себя обрушили, что не до литературы стало, – рассказывал тогда Адамович. – Есть, оказывается, правда, необходимая, большая, которую литература, однако, не в силах не только выразить вполне, но и просто вобрать, удержать. Сознаешь себя не столько “художником”, а тем более “поэтом”, сколько летописцем, свидетелем и еще проповедником».

 Инициатива создания Блокадной книги также исходила от Алеся Адамовича. Он обратился с предложением к знаменитому ленинградскому писателю Даниилу Гранину и они собрали 200 рассказов блокадников, которые были записаны на магнитофонную ленту. Общий объём материала составил 4000 страниц. Впервые часть её была напечатана с купюрами в журнале «Новый мир» (№ 12, 1977 год, «Главы из блокадной книги»). На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет, в Ленинграде книга вышла только в 1984 году.

Даниил Александрович писал в «Истории создания «Блокадной книги»,

опубликованной в журнале Дружба Народов (№ 11, 2002 г.): «Я считал, что знаю, что такое блокада. Когда ко мне в семьдесят четвертом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников — я отказался. Считал, что про блокаду все известно. …Существовал к тому времени устоявшийся, окаменелый стереотип идеологии блокады. Блокада — героическая эпопея. …А главное — что дело не в героизме. В конце концов, для многих это был вынужденный героизм.

Героизм заключался в другом. Это был героизм внутрисемейный, внутриквартирный, где люди страдали, погибали, проклинали; где совершались невероятные поступки, вызванные голодом, морозами, обстрелом. Это была эпопея страданий человеческих. Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений…».

Алесь Адамович писал о «Блокадной книге»: «Да, тайны эти и глубины часто таковы, что их лучше бы не видеть и не знать. Но если столько людей их видят неотступно, несут в себе через десятилетия, разве имеет право литература отворачиваться?»

 Он и не отворачивался: этот добровольно принятый на себя долг — видеть, слышать и честно говорить об увиденном и услышанном — Алесь Адамович нес всю жизнь. «Зло есть зло. Но знание о зле — благо. ...Те, кто познал истину о зле, не имеют права растерять ее, не донести до других. А иначе все муки, усилия, страдания людские не обретут смысла и искупления», — пишет он в статье «Ничего важнее».

В дни августовского путча писатель находился в Москве в рядах защитников Белого дома.

 За полгода до смерти Алесь Адамович просил родных: где бы я ни умер, отвезите в родную деревню и похороните рядом с братом.

26 января 1994 года у писателя произошел второй инфаркт - не выдержало сердце.

Похоронен Алесь Адамович в Глуше рядом с братом, недалеко от могил родителей, бабушки.

 «Алесь Адамович награжден медалью „Партизану Великой Отечественной войны“ (1945), юбилейными медалями, орденами: „Знак Почета“ (1977), Отечественной войны 2-й степени (1985), Трудового Красного Знамени (1987).

В 1994 году Литературное общественное движение «Апрель» удостоило Алеся Адамовича премии имени академика А.Д.Сахарова „За гражданское мужество писателя“ (посмертно). В 1997 году Алесь Адамович стал первым лауреатом премии Международной общественной организации писателей „Литературный фонд“ — „За честь и достоинство таланта“ (посмертно)».

 Выражаем огромную благодарность Наталье Адамович за участие в мероприятиях АНО «ЦТЭД» и предоставленную биографию Алеся Адамовича.

`