В городе Покачи подвели итоги обучения слушателей в рамках второго этапа проекта «Цифровая трансформация на службе граждан»

04.07.2023

Обучение по полному курсу «Цифровая трансформация на службе граждан» на 30 часов прошли 43 волонтера (добровольца) из числа учащихся старших классов, сотрудников образовательных организаций, а также жителей «серебряного возраста» города Покачи.

Во время обучения слушатели узнали, что в рамках Стратегического направления в области цифровой трансформации образования в России «предусмотрено создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ)». Поэтому слушателям было важно изучить все составляющие информационно-образовательной среды. Часть материалов по этой теме была подготовлена и представлена АНО «Центр технологий электронной демократии» в электронных учебных пособиях для учебного курса «Цифровая трансформация на службе граждан».

Кроме того, АНО «Центр технологий электронной демократии» организовал выпуск бумажной версии Учебно-методического пособия «Цифровая трансформация на службе граждан», автором которого является Мария Лазарева, кандидат филологических наук, а редактором - Наталья Маслова, руководитель проекта «Цифровая трансформация на службе граждан», кандидат технических наук. В пособие включен учебный план программы, который состоит из 4-х блоков: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности» и «Основы цифровой трансформации».

Во время обучения слушатели курса узнали о содержании понятия «цифровая трансформация», изучили базовые принципы, цели и задачи цифровой трансформации страны и особенности цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кроме того, они узнали, что в ходе реализации стратегического направления в области цифровой трансформации образования внедряются следующие технологии: искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя"); системы распределенного реестра ("Цифровое портфолио ученика"); облачные технологии ("Библиотека цифрового образовательного контента").

Для изучения и лучшего понимания этих технологий слушатели были участниками заседаний Цифрового клуба Югры по темам: «Искусственный интеллект в нашей жизни», «Информационная безопасность в образовательной среде», «Правовые аспекты цифровой трансформации». В своих отзывах слушатели особо отметили доклад профессора слушатели Александра Райкова, руководителя Департамента искусственного интеллекта (ИИ) Института цифровой экономики МГУ им М.В. Ломоносова, ведущего научного сотрудника ИПУ РАН, Лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники, который был посвящен теме: «Искусственный интеллект и общество». Александр Райков подробно рассказал участникам Цифрового клуба Югры об истории и метафоре искусственного интеллекта (ИИ), ИИ в жизнедеятельности, о достоинствах и недостатках ИИ, а также, о том, как формировалась концепция ИИ, об основных направлениях его применения и о проблемах, связанных с развитием современных интеллектуальных систем.

Для противодействия киберугрозам, с учетом использования новых методов кибермошенниками, слушатели курса подключались к 6-ти онлайн-лекциям профессиональных экспертов страны и Югры в этой сфере. В частности, Михаил Шахнюк, представитель Администрации Липецкой области прочитал 2 лекции по темам «Финансовая кибербезопасность и борьба с финансовым мошенничеством» и «Основные правила кибербезопасности». Об актуальных мобильных угрозах хорошо рассказал Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.

Одна из главных задач при изучении основ цифровой трансформации – это определение новых возможностей, изучение новых цифровых услуг и сервисов, получение навыков их использования. Благодаря курсу слушатели повысили свою цифровую грамотность и научились использовать механизмы цифровой экономики, в том числе получать новые государственные услуги через Интернет, пользоваться электронным банкингом, узнали о том, как защитить себя и близких от кибермошенников.

О пользе полученных слушателями практических знаний свидетельствуют их отзывы.

Участник проекта Евгений Лесной подчеркнул, что благодаря грамотно выстроенной программе курса узнал о таких понятиях, как «цифровая трансформация», «кибербезопасность», «искусственный интеллект». «Очень востребованными с практической точки зрения оказались лекции Михаила Шахнюка и Андрея Сиденко. Понравилось, что на конкретных примерах Андрей Сиденко показал, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты пользователей и объяснил, как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон», - подчеркнул Евгений Лесной.

Волонтеру Тимофею Овчинникову благодаря курсу удалось восстановить знания по цифровой трансформации и информационной безопасности, которые ранее он получил. Слушатель подчеркнул, что курсы были информативными, интересными и актуальными. «Понравились занятия тьютора, потому что много работали с методическими материалами и прорабатывали ситуации на практике. Очень хотелось бы пообщаться в очном формате с такими специалистами по кибербезопасности как Михаил Шахнюк», - отметил Тимофей Овчинников.

Все слушатели выразили слова благодарности тьюторам Василию Дихтенко, Елене Шалабановой и Галине Никулиной за доступное изложение материала и порекомендовали организаторам включить в программу курса больше практических занятий, например, создание и заполнение интерактивных форм в Google и Яндекс, работа с редактором Adobe Photoshop, а также давать больше информации о современном программном обеспечении.

Все участники проекта успешно сдали на портале intellect.expert итоговое электронное тестирование, которое состояло из 30 вопросов, получили официальные сертификаты об успешном окончании курса «Цифровая трансформация на службе граждан».

Напомним, что все четыре целевые группы слушателей г. Покачи были сформированы с учетом рекомендаций Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан, в которой указано, что особое внимание должно уделяться гражданам России в возрасте до 18 лет, «так как они крайне уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в силу своего возраста и отсутствия необходимых знаний в области кибербезопасности».

Справка.

Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.

Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.

Проект реализуется за счет средств гранта Губернатора Югры.

`