В рамках XVI Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС организуются мероприятия по вопросам права в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта

АНО «Центр технологий электронной демократии» (АНО «ЦТЭД») и Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организуют Стратегическую сессию «Право в эпоху цифровизации: тренды нормативного регулирования» и Круглый стол «Цифровая трансформация: состояние и векторы правового обеспечения». Мероприятия пройдут 26 июня в КТЦ «Югра-Классик» в зале «Классик». Кроме того, в рамках Круглого стола традиционно пройдет расширенное заседание «Цифрового клуба Югры» с участием преподавателей и студентов Высшей школы права Югорского государственного университета (ЮГУ).
На заседаниях планируется рассмотреть такие вопросы, как: реализация Национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства»; правовое регулирование цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении, в отраслях экономики и социальной сферы Российской Федерации; нормативно-правовое регулирование различных аспектов, связанных с искусственным интеллектом и квантовыми технологиями; правовые проблемы терминологии и дефиниций в условиях цифровой трансформации; правовой режим персональных данных и развитие технологий Больших данных; обеспечение свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации, гражданами, бизнесом; совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях. Очень важными темами для обсуждения являются: формирование предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в целях использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении и формирование оптимальных регуляторных условий для развития и внедрения генеративного ИИ. Развитие технологий ИИ ставит серьезные вызовы перед правовой системой России, системой государственного управления и обществом в целом. Это обусловлено определенной степенью автономности действий систем ИИ в решении поставленных задач и их неспособностью при этом непосредственно воспринимать этические и правовые нормы, учитывать специфику их применения. Спикеры и эксперты из Ханты-Мансийска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска и других городов страны примут участие в выработке и обсуждении предложений для решения вышеуказанных проблем. Модераторами Стратегической сессии выступят: Ковалева Наталия Николаевна, руководитель Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор (г. Москва); Минбалеев Алексей Владимирович, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», главный научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук (РАН), эксперт РАН, доктор юридических наук, доцент (г. Москва); Маслова Наталья Рудегеровна, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Центр технологий электронной демократии», кандидат технических наук (г. Ханты-Мансийск). Модераторами Круглого стола будут профессор Финансового университета при Правительстве РФ, директор центра исследований киберпространства НИУ Высшая школа экономики, главный редактор журнала «Journal of Digital Technologies and Law», д.ю.н. доцент Анна Жарова (Москва), а также доцент Высшей школы права Югорского государственного университета, кандидат юридических наук Станислав Розенко (Ханты-Мансийск).
Будут рассмотрены следующие проблемы правового регулирования искусственного интеллекта (ИИ):
• Отсутствие закона, закрепляющего все базовые свойства ИИ. Также нет единой правовой и организационной-технической основы для планомерного развития технологий, основанных на ИИ.
• Проблема правосубъектности ИИ. Возникают вопросы о правовом статусе ИИ, в частности, кто будет являться автором результатов его деятельности.
• Авторское право на результаты, полученные ИИ. По закону РФ результаты, созданные с помощью технических средств без творческой деятельности человека, не могут являться объектами авторского права. Поэтому ИИ не обладает соответствующими правами.
• Юридическая ответственность ИИ. Возникают вопросы о том, кто будет нести ответственность в случае причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
• Обеспечение информационной безопасности при использовании ИИ. Конфиденциальность данных. Основной составляющей ИИ являются данные, что влечёт за собой проблемы с конфиденциальностью, неправомерным использованием данных, незаконными и неправомерными способами их сбора и обработки.
Надо отметить, что в апреле этого года РБК сообщил, что профильная рабочая группа разработала проект законодательного регулирования искусственного интеллекта в России. Инициатива оформлена в виде законопроекта «О регулировании систем искусственного интеллекта (ИИ) в России»: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/04/2025/67f7dc399a79477fdd97bf30
Документ обсуждался на заседаниях рабочих групп в Госдуме, в «Деловой России», а также на отраслевых дискуссионных площадках. В пояснительной записке к проекту отмечается, что он разработан для реализации Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года (была утверждена в феврале 2024 года).
Новые технологии, включая инструменты ИИ, призваны сделать государственное управление более эффективным, менее затратным, обеспечить максимальный комфорт взаимодействия человека и государства при предоставлении публичных услуг. При этом их внедрение вызывает немало вопросов, связанных с защитой персональных данных, кибербезопасностью, этическими аспектами, при принятии решений, затрагивающих права и свободы граждан.
Таким образом, в ходе заседаний Стратегической сессии и Круглого стола в рамках XVI Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС ведущими экспертами будут обсуждаться самые острые вопросы правового регулирования цифровой трансформации и искусственного интеллекта (ИИ).