Адрес подвига - Самотлор
Реализуется
Сроки реализации
01.10.2024 - 30.09.2025
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 826 212 руб.
Размер гранта
498 630 руб.
Cофинансирование
2 327 582 руб.
Целевые аудитории
- младшие и средние школьники
- пользователи сети Интернет
- библиотекари, педагоги начальных классов, учителя истории
Описание проекта
Зачем надо знать историю своего народа, своего края, своего города? Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: "Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине". Тема малой родины близка каждому человеку. Не зная её историю, невозможно осознать настоящее и взглянуть в будущее.
Через проведение комплекса разноплановых мероприятий мы расскажем нижневартовским школьникам о таком уникальном явлении в истории нашего края и всей страны, как Самотлор, об освоении величайшего месторождения нефти и газа в России и мире, о людях первопроходцах и покорителях Севера, их трудовых подвигах, основателях Нижневартовска, чьими именами названы улицы и достопримечательности города.
В ходе историко-просветительских и краеведческих мероприятий, увлекательных квест-игр, встреч со старожиламигорода, педагогами-ветеранами школьники восполнят пробелы в знаниях о своей малой родине, о людях, стоявших у истоков ее основания. Поделиться этой информацией со своими сверстниками они смогут, приняв участие в Городском конкурсе презентаций «Нижневартовск: история в лицах». Все участники конкурса будут отмечены памятными сувенирами с изображением бренда города Нижневартовска (памятника первопроходцам, в народе «Алёша») и пробиркой с нефтью. Призеры и победители получат яркие шопперы с символикой проекта, выполненные в желто-черных цветах, символизирующих «Золото Самотлора» (нефть). Но все же главная мысль – донести детям, что истинное «Золото Самотлора» - это люди. За каждой добытой тонной нефти и кубометром газа стоят люди. Наш проект о них, покорителях Самотлора, основателях нашего родного города: нефтяниках, строителях, авиаторах, транспортниках.
Для широкого круга пользователей будут запущены онлайн-подкасты по краеведению в сети Интернет, с целью освещения истории нашего региона и ее выдающихся персоналий.
Лучшие сценарии мероприятий, интересные малоизвестные факты будут опубликованы в Сборнике лучших практик по краеведению с одноименным названием «Адрес подвига – Самотлор». Тиражирование нашего опыта пройдет как через сеть Интернет: Сборник можно будет скачать на официальном сайте «МБУ «БИС», так и в ходе торжественной презентации Сборника в главной библиотеке города, где он будет подарен библиотекарям общеобразовательных школ города, учителям в помощь учебному процессу по краеведению.
Символика проекта, изображенная на рекламной, наградной и печатной продукции, будет стимулировать дополнительный интерес горожан к теме проекта.
Реализация проекта даст возможность современным подросткам обратиться к региональной истории и культуре, значимой для общей российской истории и культуры и общего культурного кода страны. Изучение истории родного края поможет подрастающему поколению понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, через какие испытания и свершения пришлось им пройти. Именно на гордости за своих предков, за историю своего края формируются духовно-нравственные ценности, любовь к Отечеству и патриотизм. А гордиться нашему региону есть чем и кем!
Через проведение комплекса разноплановых мероприятий мы расскажем нижневартовским школьникам о таком уникальном явлении в истории нашего края и всей страны, как Самотлор, об освоении величайшего месторождения нефти и газа в России и мире, о людях первопроходцах и покорителях Севера, их трудовых подвигах, основателях Нижневартовска, чьими именами названы улицы и достопримечательности города.
В ходе историко-просветительских и краеведческих мероприятий, увлекательных квест-игр, встреч со старожиламигорода, педагогами-ветеранами школьники восполнят пробелы в знаниях о своей малой родине, о людях, стоявших у истоков ее основания. Поделиться этой информацией со своими сверстниками они смогут, приняв участие в Городском конкурсе презентаций «Нижневартовск: история в лицах». Все участники конкурса будут отмечены памятными сувенирами с изображением бренда города Нижневартовска (памятника первопроходцам, в народе «Алёша») и пробиркой с нефтью. Призеры и победители получат яркие шопперы с символикой проекта, выполненные в желто-черных цветах, символизирующих «Золото Самотлора» (нефть). Но все же главная мысль – донести детям, что истинное «Золото Самотлора» - это люди. За каждой добытой тонной нефти и кубометром газа стоят люди. Наш проект о них, покорителях Самотлора, основателях нашего родного города: нефтяниках, строителях, авиаторах, транспортниках.
Для широкого круга пользователей будут запущены онлайн-подкасты по краеведению в сети Интернет, с целью освещения истории нашего региона и ее выдающихся персоналий.
Лучшие сценарии мероприятий, интересные малоизвестные факты будут опубликованы в Сборнике лучших практик по краеведению с одноименным названием «Адрес подвига – Самотлор». Тиражирование нашего опыта пройдет как через сеть Интернет: Сборник можно будет скачать на официальном сайте «МБУ «БИС», так и в ходе торжественной презентации Сборника в главной библиотеке города, где он будет подарен библиотекарям общеобразовательных школ города, учителям в помощь учебному процессу по краеведению.
Символика проекта, изображенная на рекламной, наградной и печатной продукции, будет стимулировать дополнительный интерес горожан к теме проекта.
Реализация проекта даст возможность современным подросткам обратиться к региональной истории и культуре, значимой для общей российской истории и культуры и общего культурного кода страны. Изучение истории родного края поможет подрастающему поколению понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, через какие испытания и свершения пришлось им пройти. Именно на гордости за своих предков, за историю своего края формируются духовно-нравственные ценности, любовь к Отечеству и патриотизм. А гордиться нашему региону есть чем и кем!
Обоснование социальной значимости
Теме малой Родины в современной России уделяется особое внимание. Впервые по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был созван первый Всероссийский форум «Малая родина – сила России», который проходил в рамках Международной выставки-форума «Россия» 15-16 января 2024 года на ВДНХ в Москве. «Любовь к малой Родине – очень личное, теплое чувство. Но одновременно оно обладает громадной созидательной силой, силой поистине общенационального значения. Ведь преображение и укрепление всей страны, ее уверенное движение вперед, скажу больше, позиции России в мире начинаются с искреннего стремления сделать как можно больше для родных мест, для тех мест, где родился, где прошло детство, где сейчас живут твои близкие, твоя семья, твои друзья, земляки. Со стремления внести свой вклад в процветание и развитие своего города, поселка, района», - сказал на форуме В.В.Путин. https://rutube.ru/video/fd8d2832eaff6d467123a317a922f320/
Самотлор – чудо ХХ века. Величайшее месторождение нефти и газа в России и мире. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Мы привыкли к тому, что Ханты-Мансийский округ отличителен прежде всего историей и культурой коренных народов Севера – ханты и манси. Но это не совсем так. Мы живём в удивительном регионе, краю первопроходцев, покорителей Севера. Именно наши родители ковали трудовые победы и были вершителями истории нашего края, равно, как и истории нашей страны. Их нечеловеческий труд, тяготы, лишения и испытания можно смело в один ряд поставить с успехами и подвигами таких выдающихся героев советской эпохи как стахановцы или папановцы. «Гвозди бы делать из этих людей», - писал Николай Тихонов. Люди – герои! Наш проект о них, покорителях Самотлора, основателях и строителях нашего родного города Нижневартовска: нефтяниках, строителях, авиаторах, транспортниках. Их именами названы улицы и достопримечательности города. Но знает ли современное поколение нижневартовских детей, подростков, молодёжи, в честь кого монумент покорителям Самотлора назван «Алёша»? Почему аэропорт города назван именем Муравленко, краеведческий музей именем Шуваева, а библиотека именем Смирнова? За какие заслуги улицы города названы именами Лопарева, Кузоваткина, Зырянова? Кто пробурил первую скважину и добыл первую тонну нефти? Увы, не каждый взрослый ответит на эти вопросы, не говоря уже о детворе. И это очень печально! Подрастающее поколение должно знать своих героев.
С целью выяснить уровень осведомленности горожан о первопроходцах, покорителях Самотлора и основателях города Нижневартовска мы запустили два опроса: онлайн-опрос на официальном сайте МБУ «Библиотечно-информационная система» для широкой категории пользователей, и письменные анкеты с вопросами для младших и средних школьников, которые были разложены на кафедрах библиотек системы. Главный вопрос онлайн-опроса был сформулирован так: «Знаете ли вы первопроходцев-покорителей Самотлора, чьи имена носят улицы и достопримечательности Нижневартовска? Проголосовало 1017 чел.Ответы распределились следующим образом: «Да, знаю большинство» - 437 голосов (43% от проголосовавших); «Что-то слышал» - 121 голос (12%); «Не знаю, но хочу узнать» - 459 голосов (45%). В письменном анкетировании приняло участие 216 детей и подростков, которым было предложено ответить на три вопроса: 1.Знаешь ли ты первопроходцев-покорителей Самотлора, чьи имена носят улицы и достопримечательности Нижневартовска? 2. Чьи имена ты знаешь? 3. Хотел(а) бы ты узнать, в честь кого и за какие дела названы улицы нашего города, памятники и сооружения? Анкетирование показало, что абсолютное большинство ребят не знают, о чём идет речь, были такие, кто писал имена Ильи Муромца и Алёши Поповича, Ленина. Самый популярный ответ – «не знаю» (177 голосов, 82%). Хотя некоторые ребята всё же отметили, что знают Салманова, Пикмана, Кузоваткина, Муравленко и др. (39 ответов и 18%). Таким образом, если взрослые всё же обладают какой-то информацией по данной теме (меньше половины 43%), то с детьми все сложнее – это тотальное незнание темы вопроса (82%). Эту информацию дети не могут получить даже в школе. Им просто не рассказывают об этом, потому что на уроках, посвященных краеведению, информация сведена к уровню: гимн, герб, флаг Югры, коренные национальности, пара-тройка животных и птиц из Красной книги Югры и несколько достопримечательностей. Меж тем, как, в архивах библиотек города накоплен огромный объём потрясающей информации о первопроходцах, покорителях Самотлора, о том, как строился Нижневартовск. Столько интересных фактов, за каждой добытой тонной нефти стоят судьбы людей. Хотелось бы передать эти знания нашим детям – уже внукам и правнукам первопроходцев.
Изучение освоения такого уникального явления в истории нашей страны, как Самотлор, становление города Нижневартовска даст возможность современным подросткам обратиться к региональной истории и культуре, значимой для общей российской истории и культуры и общего культурного кода страны.
Самотлор – чудо ХХ века. Величайшее месторождение нефти и газа в России и мире. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Мы привыкли к тому, что Ханты-Мансийский округ отличителен прежде всего историей и культурой коренных народов Севера – ханты и манси. Но это не совсем так. Мы живём в удивительном регионе, краю первопроходцев, покорителей Севера. Именно наши родители ковали трудовые победы и были вершителями истории нашего края, равно, как и истории нашей страны. Их нечеловеческий труд, тяготы, лишения и испытания можно смело в один ряд поставить с успехами и подвигами таких выдающихся героев советской эпохи как стахановцы или папановцы. «Гвозди бы делать из этих людей», - писал Николай Тихонов. Люди – герои! Наш проект о них, покорителях Самотлора, основателях и строителях нашего родного города Нижневартовска: нефтяниках, строителях, авиаторах, транспортниках. Их именами названы улицы и достопримечательности города. Но знает ли современное поколение нижневартовских детей, подростков, молодёжи, в честь кого монумент покорителям Самотлора назван «Алёша»? Почему аэропорт города назван именем Муравленко, краеведческий музей именем Шуваева, а библиотека именем Смирнова? За какие заслуги улицы города названы именами Лопарева, Кузоваткина, Зырянова? Кто пробурил первую скважину и добыл первую тонну нефти? Увы, не каждый взрослый ответит на эти вопросы, не говоря уже о детворе. И это очень печально! Подрастающее поколение должно знать своих героев.
С целью выяснить уровень осведомленности горожан о первопроходцах, покорителях Самотлора и основателях города Нижневартовска мы запустили два опроса: онлайн-опрос на официальном сайте МБУ «Библиотечно-информационная система» для широкой категории пользователей, и письменные анкеты с вопросами для младших и средних школьников, которые были разложены на кафедрах библиотек системы. Главный вопрос онлайн-опроса был сформулирован так: «Знаете ли вы первопроходцев-покорителей Самотлора, чьи имена носят улицы и достопримечательности Нижневартовска? Проголосовало 1017 чел.Ответы распределились следующим образом: «Да, знаю большинство» - 437 голосов (43% от проголосовавших); «Что-то слышал» - 121 голос (12%); «Не знаю, но хочу узнать» - 459 голосов (45%). В письменном анкетировании приняло участие 216 детей и подростков, которым было предложено ответить на три вопроса: 1.Знаешь ли ты первопроходцев-покорителей Самотлора, чьи имена носят улицы и достопримечательности Нижневартовска? 2. Чьи имена ты знаешь? 3. Хотел(а) бы ты узнать, в честь кого и за какие дела названы улицы нашего города, памятники и сооружения? Анкетирование показало, что абсолютное большинство ребят не знают, о чём идет речь, были такие, кто писал имена Ильи Муромца и Алёши Поповича, Ленина. Самый популярный ответ – «не знаю» (177 голосов, 82%). Хотя некоторые ребята всё же отметили, что знают Салманова, Пикмана, Кузоваткина, Муравленко и др. (39 ответов и 18%). Таким образом, если взрослые всё же обладают какой-то информацией по данной теме (меньше половины 43%), то с детьми все сложнее – это тотальное незнание темы вопроса (82%). Эту информацию дети не могут получить даже в школе. Им просто не рассказывают об этом, потому что на уроках, посвященных краеведению, информация сведена к уровню: гимн, герб, флаг Югры, коренные национальности, пара-тройка животных и птиц из Красной книги Югры и несколько достопримечательностей. Меж тем, как, в архивах библиотек города накоплен огромный объём потрясающей информации о первопроходцах, покорителях Самотлора, о том, как строился Нижневартовск. Столько интересных фактов, за каждой добытой тонной нефти стоят судьбы людей. Хотелось бы передать эти знания нашим детям – уже внукам и правнукам первопроходцев.
Изучение освоения такого уникального явления в истории нашей страны, как Самотлор, становление города Нижневартовска даст возможность современным подросткам обратиться к региональной истории и культуре, значимой для общей российской истории и культуры и общего культурного кода страны.
Цели
- Восполнить пробелы в знаниях у нижневартовских школьников младшего и среднего звена, а также у широкого круга пользователей сети Интернет, о покорителях Самотлора, первопроходцах, стоявших у истоков освоения крупнейшего месторождения нефти и газа в России и мире, и основавших город Нижневартовск, способствовать формированию чувств любви и патриотизма у подрастающего поколения к малой Родине, гордости за своих предков, их трудовые подвиги, понимания, что мы часть общей истории и культуры страны.
Задачи
- Создать авторский узнаваемый стиль проекта (логотип, шрифты, шаблоны) для использования в рекламной, наградной, печатной продукции проекта, и для освещения мероприятий проекта в едином стиле в сообществах библиотек в сети Интернет.
- Развернуть рекламную компанию проекта в СМИ и сети Интернет, осветить ход реализации проекта и его мероприятия.
- Закупить оборудование, рекламную и наградную продукцию, согласно бюджету проекта.
- Провести комплекс разноплановых мероприятий проекта (историко-просветительские, городской конкурс презентаций, квест-игры по краеведению и краеведческие подкасты, творческие встречи со старожилами,писателями, педагогами-ветеранами, выпуск и презентация Сборника лучших практик по краеведению)
- Подвести итоги проекта, тиражировать опыт путем выпуска и распространения Сборника лучших практик по краеведению среди библиотекарей, педагогов начальных классов и учителей истории, а также через сеть Интернет.