АПГРЕЙДЕР - образовательный интенсив для старшеклассников по формированию инновационного проектного мышления
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Сургутские школьники 8 - 10 классов имеющие потребность в личностном развитии, профориентации и самореализации, в том числе в сфере инновационного творчества и предпринимательства
Описание проекта
Основная проблема старшеклассников заключается в том, что они знают кем быть в перспективе, а система школьного образования не может предложить им действенных инструментов по профессиональному самоопределению. При этом большинство школьников хотят быть полезными обществу, заниматься предпринимательством и зарабатывать деньги самостоятельно, но не имеют понимания, где можно получить предпринимательские и проектные компетенции. Сургутских старшеклассников более 15 000.
Подтверждается данная проблема социологическими исследованиям. Как сообщает РБК, ссылаясь на Российскую газету ( Пойду туда, не знаю куда https://rg.ru/2019/05/23/bolshinstvo-shkolnikov-ne-opredelilis-s-vyborom-professii.html) “по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни..” (https://trends.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a79474002964e21 Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации). Несмотря на то, что вышеприведенные исследования проводились в 2018 году, можно утверждать, что проблема осталась на прежнем уровне, по крайней мере у сургутских школьников. Исследование, проведенное одной из участниц городского конкурса проектных идей по развитию города Сургута “Будущее здесь” (Первый сезон, 2021 года), показало, что более 80% опрошенных старшеклассников нуждаются в помощи на предмет профориентации и хотели бы, чтобы в городе была возможность пройти профессиональные пробы. (https://www.youtube.com/watch?v=0c52xEvCX9Q)
Кроме того, по данным социологического исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ в августе 2021 года “49% молодых людей готовы участвовать в реализации национальных проектов – им особенно интересны культурные и образовательные направления. Свою роль молодежь видит чаще всего в организации мероприятий, продвижении проектов в социальных сетях и добровольчестве”.(https://nafi.ru/analytics/kultura-obrazovanie-i-ekologiya-v-top-3-natsproektov-dlya-molodezhi/ «Культура», «Образование» и «Экология» – в ТОП-3 нацпроектов для молодежи). Желание быть полезными и создавать полезные обществу проекты продемонстрировали и сургутские участники проекта «Будущее здесь». На конкурс было подано около 175 заявок с идеями о возможных для реализации на территории города проектах. Однако, большинство из них демонстрирует отсутствие понимания, что такое проект. Часть заявок содержало идеи, не имеющие отношения к реальным проблемам. Часть - только идею без способа решения. В целом анализ заявок показал, что подростки испытывают дефицит в получении компетенций в области создания проектов, как социальных, так и предпринимательских.
По результатам другого исследования, 83% подростков считают предпринимательство привлекательным. Перечисляя «факторы» этой привлекательности, тинейджеры называют прежде всего высокий социальный статус предпринимателей (78%), независимость (51%), возможность заниматься любимым делом (45%) и получать большой доход (42%). Как результат -попробовать силы в предпринимательстве хотят 43% юношей и девушек в возрасте 14-17 лет. Согласно последним данным НАФИ, среди взрослого населения (35-54 лет) эта доля заметно ниже (26%)[4].ар (https://nafi.ru/analytics/ko-dnyu-molodezhi-kak-podrostki-i-molodye-lyudi-otnosyatsya-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti/ Как молодежь и подростки относятся к предпринимательской деятельности). Как отмечается в том же исследовании, среди основных барьеров к старту предпринимательской деятельности на первом месте – отсутствие знаний о том, с чего начать (41%; в среднем по стране – 18%).
Важно, что на городской конкурс «Будущее здесь» меньше всего поступило заявок по направлению «Технопредпринимательство» и «IT – технологии», и это при том, что одной из целей, указанных в Стратегии Югры 2030, является повышение роли и диверсификация высокотехнологичного сектора экономики с учетом северной специфики на основе создания и внедрения новых технологий и развитие предпринимательской экосистемы. Доля высокотехнологичного производства в общем ВВП региона должна вырасти как минимум в 2 раза к 2050 году. Именно поэтому основной задачей обозначена задача кардинальной трансформации системы образования, переход к STEAM (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика и искусство). Ключевым моментом данного подхода является соединение теории и практики. По сравнению с традиционных подходом метод предлагает обучение детей переводить свои идеи в продукт.
Таким образом наш проект, помогает школьникам попробовать свои силы в создании реального инновационного продукта в области медицины и генных технологий, промышленного инжиниринга и креативных индустрий, который в перспективе может стать основой стартапа. Школьники смогут пройти профессиональные пробы, с одной стороны, и получить знания о создании стратапа. Акцент на формирование инновационного мышления не случаен – современный рынок труда нуждается в специалистах такого рода.
Цели
- Создание условий для формирование инновационного проектного мышления сургутских школьников, имеющих потребность в личностном развитии, профориентации и самореализации, в том числе в инновационной деятельности в перспективных отраслях экономики Югры
Задачи
- 1 Разработать комплект методических материалов для наставников и участников
- 2 Сформировать команду наставников
- 3 Привлечь внимание школьников к проекту и провести заявочную кампанию
- 4 Провести интенсив
- 5 Производство онлайн - курса по инновационному проектированию