Археологи - школьникам Югры: интерактивный краеведческий дизайн школьных рекреаций

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2024 - 31.07.2025
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
7 305 545 руб.
Размер гранта
3 242 195 руб.
Cофинансирование
4 063 350 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Школьники
  2. Дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Описание проекта

Проект является продолжением проекта «Археологи - школьникам Югры» (Заявка № 21-1-000093) и направлен на создание новых форм дополнительного образования по региональной истории и краеведению.
Изучение истории родного края необходимо для формирования национальной идентичности, гражданского самосознания, уважения к малой Родине и всех проживающих здесь народов. Уроки по региональной истории включаются в предмет «История» на усмотрение школ, дополнительные часы на них не выделяются, поэтому проследить проводятся они или нет в каждой школе невозможно. В такой ситуации существенно возрастает роль дополнительного образования и проведения образовательных мероприятий по курсу истории ХМАО-Югра. Кроме того, для проведения уроков по региональной истории в школах (особенно сельских) не хватает наглядных пособий (карт, иллюстрированных альбомов исторической живописи, реплик древних орудий) и учебных пособий, способных заинтересовать современных детей, привыкших к мультимедийному восприятию информации. У учеников средних классов чтение вызывает скуку, младшеклассники и вовсе читают слишком плохо для самостоятельного изучения тем. У детей, проживающих в сельских районах, нет возможности сходить в музеи.
Заинтересовать молодежь своей историей возможно при использовании новых форм подачи информации через рисунки, фотографии, видео, современные технологии. Мы предлагаем создание дизайн-проектов изобразительных образов основных эпох и событий истории Югры для оформления холлов школьных рекреаций и воплощение одной из тем в школе №2 с.п. Салым для апробации.
Созданные Дизайн-проекты включат в себя следующие изобразительные темы:
1.Ледниковый период Югры
2. Каменный век Югры. Происхождение и расселение человека
3. Эпоха металла Югры
4. Югра в составе России
5. Профессия археолог
6. Коренные народы Югры.
К каждому дизайн-проекту будет сформирован QR-код, позволяющий школьникам перейти на сайт ( https://school.archeonord.ru/), где будет размещен образовательный контент проекта: адаптированные для детей тексты, презентации, лекции, мастер-классы и т.д.
Создание ярких персонажей, говорящих с детьми на понятном им языке, способных привлечь их внимание и заинтересовать предложенной темой – это отдельная важная задача проекта. Для ее решения будет издано две рифмованные иллюстрированные детские сказки: «Мышка и пряжка» и «Крыса и пряжка». Каждая книга будет выпущена в цифровом и печатном виде.
В сказках ребята познакомятся с медвежонком Пупиком, который в дальнейшем будет анимирован и поможет ребятам ориентироваться на сайте «Археологи - школьникам Югры».
Основная целевая аудитория проекта – школьники и учителя Югры. Учебные материалы, размещенные на нашем сайте в открытом доступе, будут полезны как учителям для проведения уроков истории, так и детям, решившим самостоятельно изучать истории региона. Проект будет способствовать повышению квалификации учителей сельских школ и даст больше возможностей для получения достоверной информации по истории региона их ученикам.

Обоснование социальной значимости

Историк как никто другой понимает, что изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования и патриотического воспитания населения. Актуальность и социальная значимость регионального компонента в образовании подчеркнута в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.
По фз. об образовании разрешение такой деятельности, использование пособий и учебников, а также контроль над ней находятся в руках федеральной власти. В связи с этим, региональный компонент в отдаленных от центра субъектах РФ, каким является и Югра, во многом остается «на задворках» системы исторического образования.
Проект направлен на решение одной из главных проблем преподавания в школах истории - устаревание общепринятых методов обучения, отсутствие в школьных методиках и пособиях интерактивного и игрового элемента. Современных школьников сложно заставить читать учебник, и дети за информацией устремляются в Интернет, где полно интерактива и активитета. Эта проблема была впервые обозначена в октябре 2021 г. в Москве на Всемирном конгрессе учителей истории. Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания А. Чубарьян отметил, что для решения этой проблемы «нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео». (https://www.mk.ru/social/2021/10/04/na-vsemirnom-kongresse-uchiteley-zagovorili-o-parallelnoy-istorii-bezopasnosti.html)
21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость повышения качества школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, среди которых особо выделил историю.
«С участием педагогов, учёных, специалистов мы должны серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории ... – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях» http://kremlin.ru/events/president/news/70565)
Проект «Археологи – школьникам Югры» занял 1 место в номинации «Лучший социальный проект НКО в сфере доп. образования и воспитания детей» на региональном этапе Всероссийского конкурса проектов «Лучший социальный проект- 2022"

Цели

  1. Создание и апробация интерактивного дизайна школьных рекреаций в школе № 2 с.п. Салым как новой формы дополнительного образования по региональной истории и краеведению для дальнейшего распространение по всем школам ХМАО-Югры

Задачи

  1. Создание дизайн-проекта изобразительных образов основных эпох и событий истории Югры для оформления холлов школьных рекреаций школы № 2
  2. Наполнение сайта "Археологи - школьникам Югры" адаптированной для детей информацией по истории Югры различных периодов, куда можно будет переходить по QR-коду, расположенному на рисунках в школьных рекреациях
  3. Выпуск иллюстрированных рифмованных сказок, вводящих в образовательную среду сказочного персонаж, который в дальнейшем будет выступать в роли проводника и помощника в поисках и восприятии учебной информации на сайте "Археологи - школьникам Югры"

`