Археологическая сказка «Мышка и пряжка»: визуализация персонажей и сюжета
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.06.2025 - 31.05.2026
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 013 300 руб.
Размер гранта
698 140 руб.
Cофинансирование
315 160 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
Дети дошкольного возраста
Учащиеся младших и средних классов
Учителя и методисты системы просвещения
Сотрудники учреждений культуры, осуществляющие деятельность в сфере детских кружков и театра
Описание проекта
Сказки – важный инструмент формирования традиционных культурных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказки повествуют нам о том, что такое добро и зло, рассказывают о любви к семье и Родине, учат нас ставить цели и достигать их, учат нас правильным отношениям в обществе и многому другому. Но не существует ни одной сказки, несущей своей целью воспитание сохранения культурного наследия, сказки, порицающей разрушение объектов культурного наследия. Эта проблема для Югры является едва ли не злободневной: за последние 20 лет в Югре было открыто колоссальное число объектов археологического наследия, которые подвергаются разграблению не только «чёрными копателями», но и местными жителями. Решение этой проблемы состоит не только в борьбе с такой деятельностью, но и в воспитании трепетного отношения к истории и археологии не только Югры, но и всей России.Учитывая обилие современных источников информации, недостаточно создать обычный текст сказки, нужно, чтобы сказка легко воспринималась детьми и откладывалась у них в голове на всю жизнь. Для этого сказкам будет придана простая стихотворная форма, которая будет легко усваиваться маленькими читателями. Также необходимо создание ярких и самобытных персонажей, пропагандирующих традиционные ценности и отвечающих современной культуре.В рамках проекта будет визуализирована легенда персонажа медвежонка Пупика – проводника в историю Югры как инструмента развития дополнительного школьного образования, в частности, исторического краеведения. «Мышка и пряжка» - это первая археологическая сказка по истории Югры для детей, обладающая реальными прототипами и территориальной привязкой, написанная ученым-археологом при поддержке педагогов и писателей. Это первая сказка, имеющая в своем содержании воспитательный компонент, направленный на уважительное отношение к объектам культурного наследия и борьбу с «черными копателями». Проект обладает большим потенциалом развития сюжета, повествовательных форм (книга, интерактив, театрализованное представление, анимация) и освещения различных тем и исторических эпох.Специфика ХМАО-Югры – многонациональное население региона, и через уважение исторического прошлого и изучение культурного наследия всех древних народов, проживавших на этой территории, формируется уважительное отношение к современному этнокультурному разнообразию ХМАО-Югры. В историко-археологической основе сказки лежит национальный фольклор и мифологические представления о медведях, возникшие в Югре более 1500 лет назад, в эпоху Великого переселения народов, и сохранившиеся по сей день у коренного населения. Медведь – культовый персонаж, который понятен и близок не только аборигенному, но и русскому населению. Благодаря этому, такой персонаж, как медвежонок Пупик, может обеспечить преемственность поколений.
Обоснование социальной значимости
В 2024 году вышла в свет многотомная история Югры. Академический труд рассчитан на специалистов-ученых. Также есть 2 учебника по региональной истории, но они не имеют особого значения в учебном процессе: первый был выпущен в 2000 году и основан на информации, полученной до 1990-х гг., второй – выпущен в 2018 году, но является лишь модифицированной версией первого учебника. К сожалению, они остались невостребованными ни в школьном курсе, ни в дополнительном образовании по причине сложности восприятия, и необходимости дополнительной адаптации материала. Между тем, археологические открытия XXI века многочисленны, однако становятся достижением лишь узкого круга специалистов в России и за рубежом.В то же время, в среде ученых и преподавателей ВУЗов активизируется работа с молодёжью, школьниками, в т.ч. профориентационные мероприятия, молодежные экспедиции и пр., а наука все шире применяется в образовательных целях. Если в европейской части России археология доступна обывателю, то в Югре – нет, что вызвано рядом причин: письменность в Сибирь пришла лишь с началом русского освоения на рубеже XVI-XVII вв., археологическое изучение более ранней истории началось лишь в 1950-х, и трудно воспринимается вследствие характерного научного языка, мало применимого в обычной жизни. Фольклор коренного населения Севера специфичен, и для его понимания, требуется глубокое погружение в этнографию. Зачастую единственным, что могут вспомнить студенты, относится к коренным малочисленным народам, оленеводству и охоте. Но понимание процессов формирования традиционной культуры своей Малой Родины – отсутствуют практически полностью.Проект также направлен на решение одной из главных проблем преподавания в школах истории - устаревание общепринятых методов обучения, отсутствие в школьных методиках и пособиях интерактивного и игрового элемента. Современных школьников сложно заставить читать учебник, и дети за информацией устремляются в Интернет. Эта проблема была впервые обозначена в октябре 2021 г. в Москве на Всемирном конгрессе учителей истории. Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания А. Чубарьян отметил, что для решения этой проблемы «нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео». (https://www.mk.ru/social/2021/10/04/na-vsemirnom-kongresse-uchiteley-zagovorili-o-parallelnoy-istorii-bezopasnosti.html).21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость повышения качества школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, среди которых особо выделил историю. «С участием педагогов, учёных, специалистов мы должны серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории ... – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях» http://kremlin.ru/events/president/news/70565).Необходимость адаптации молодежи связана с активным освоением недр Севера и Арктики. Следовательно, в Югру прибывает большое количество людей из других регионов, для которых история Югры – экзотика. Их дети идут в школы, и значительная часть их ощущает себя чем-то лишним и чужим, что вызвано отсутствием региональной идентичности. Внедрение новых инструментов образования и воспитания, способствует формированию региональной культуры.Ещё одной проблемой является деятельность «черных копателей». Учитывая большое количество памятников на обширной территории и малое количество квалифицированных специалистов, в регионе случаются разграбления памятников, зачастую, не только с целью «наживы», но попросту от отсутствия воспитания, непонимания специфики археологии и попросту неуважения к собственной стране, народу, нации. Применение региональной специфики в сказках способствует не только изучению местной культуры и среды, где живут дети, но и формирует гордость за историческое и культурное наследие региона. Воспитание в человеке гордости за Родной край и понимание важности изучения памятников не обывателями, а профессиональными археологами необходимо начинать ещё со школьной скамьи, когда у детей ещё формируются моральные устои.
Цели
Создание визуальных образов и сюжетов сказки «Мышка и пряжка» для введения в широкий социокультурный оборот и образовательный процесс новых детский персонажей для образования, сферы культуры и профориентации
Задачи
Литературная редакция сказки. Разработка рифмованных текстов к сказке
Визуализация образов
Создание иллюстративного рядка к книгам. Формирование доступных к пониманию сюжетов
Создание образов, доступных к адаптации к различным видам визуализации (книги, мультфильмы, спектакли и т.д.)
Визуализация образов
Создание иллюстративного рядка к книгам. Формирование доступных к пониманию сюжетов
Создание образов, доступных к адаптации к различным видам визуализации (книги, мультфильмы, спектакли и т.д.)