АВА-садик. Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС.

Подробнее
География проекта

География проекта

Проект реализуется на территории города Сургута, поэтому основная доля получателей услуг приходится на семьи проживающие здесь, но не смотря на удаленность других муниципальных образований ХМАО-ЮГРЫ к нам обращаются семьи из Нижневартовска, Покачей, Нефтеюганска, Федоровки и Белого Яра.

Целевые аудитории

1. Дети группы риска с РАС в возрасте от 2 до 7 лет, проживающие в г.Сургуте, в том числе ХМАО 2. Родители и люди принимающие участие в воспитании детей раннего возраста (от 2 до 7 лет) с РАС и его признаками

Описание проекта

Проект «АВА-садик. Ранняя комплексная помощь детям с РАС» появился в 2020 году, он был направлен на создание пространства для оказания комплексной ранней помощи детям дошкольного возраста, с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра) и подозрением на него. Основной целью проекта была формирование социальных и коммуникативных навыков у детей для дальнейшего их успешного взаимодействия с окружающим миром. Идея создания проекта исходила из личной заинтересованности, личной сопричастности к этой проблеме. Я сама воспитываю ребенка с аутизмом и проблемы, с которыми сталкиваются семьи мне хорошо знакомы. Чаще семьи, воспитывающие детей с РАС, начинают бить тревогу уже ближе к 3-4 годам, но к этому времени маленький ребенок уже имеет некий жизненный опыт и как правило не самый успешный, как правило к этому времени накапливается целый репертуар поведенческих нарушений, который мешают детям нормально развиваться и общаться. В самом начале в проекте в качестве основной методики использовалась АВА терапия (прикладной анализ поведения). Группа детей состояла из разновозрастных детей с 3 до 7 лет. Уже через несколько месяцев после запуска проект показал высокую востребованность среди семей, это обуславливалось хорошими результатами в развитии у детей, которые мы получали. Кроме этого к нам все чаще стали обращались семьи с очень маленьким детьми, но для детей самого младшего возраста использование только этого подхода казалось недостаточно гибким в силу их раннего возраста. В 2021 году в конкурсе гранта Губернатора Югры для физических лиц я стала одним из победителей, и эта победа позволила мне обучиться и впервые применить на практике Денверскую модель раннего вмешательства (ESDM). Эта модель наиболее лучшим образом подходила для маленьких детей, ее можно было применять уже с 12 месяцев! Результаты, которые я получила в ходе реализации проекта были вдохновляющими! Эти обстоятельства побудили меня на идею создания отдельной группы АВА-садик с 2 до 5 лет. Помимо этого, такая помощь требовала от себя длительного включения семей в работу, что было доступно далеко не каждой семье в силу высокой стоимости услуг, так в 2021 году я учредила НКО, которая стала поставщиком социальных услуг и благодаря такой поддержке многие семьи смогли получать помощь в проекте бесплатно. Так в 2022 году в конкурсах гранта Губернатора ЮГРЫ для НКО и БФ Абсолют-помощь проект «АВА-садик Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС» получил поддержку! Была открыта новая группа для детей с 2 до 5 лет, обучены специалисты новым методикам, и мы смогли привлечь уже наших самых маленьких воспитанников. В проекте активное участие принимают — волонтеры- это специалисты и студенты помогающих профессий, они оказывают консультационную и тьюторскую поддержку. Ранняя интенсивная помощь помогает улучшить прогноз очень многих детей!

   В 2022 году проект “АВА-садик” получил диплом в конкурсе “Лучший социальный проект года-2022" в специальной номинации Югорского отделения ПАО Сбербанк и в 2023 году стал победителем регионального этапа премии “#Мы вместе”.

Обоснование социальной значимости

Раннее детство – это период великих перемен и огромной «пластичности», то есть готовности ребенка к обучению. Чем младше ребенок, тем быстрее он обучается. Использование поведенческих практик в коррекции аутизма зарекомендовало себя как самые эффективные научно доказанные подходы. Применение таких подходов способствует улучшению когнитивных навыков, способностей к социальному взаимодействию и проявлению инициативы, а также способствует снижению тяжести симптомов аутизма. Кроме этого, существует ряд других сложностей в развитии детей, которые ограничивают их повседневную жизнь. А именно это вопросы, связанные в освоении навыка туалета, пищевой избирательностью, жеванием и глотанием, повышенной тревожностью и гиперактивностью. В период с 2021-2022 год при поддержке гранта Губернатора ЮГРЫ мы смогли начать применять новые поведенческие практики для маленьких детей- создали дополнительную группу с 2-5 лет, научились использовать в комплексном подходе стратегии поведенческих практик и сенсорной интеграции. За это время 30 детей группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет получили совершенно бесплатную помощь! Результаты, которые мы получили в ходе реализации проекта были вдохновляющими! И в настоящий момент количество запросов на получение помощи в нашем проекте уже превысило 43 семьи из г.Сургута и близлежащих городов. Совместная работа с родителями детей, которые включились в процесс обучения позволило нам работать над развитием их детей вместе с ними. Те результаты которые мы получили были во многом благодаря их доверию и сотрудничеству! По данным информационно-статистического блока в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре количество детей с ОВЗ и детей инвалидов с различной нозологией составляет 11714 из них только детей с расстройством аутистического спектра 282, детей с задержкой психического развития 3076, детей с умственной отсталостью 1810. Это лишний раз подтверждает необходимость в оказании помощи детям на ранних этапах. Не смотря на то, в государственных учреждениях г.Сургута и ХМАО представлен достаточно обширный объем услуг для оказания ранней помощи остается дефицит использования практик, основанных на прикладном анализе поведения, что по-прежнему связано с высокой стоимостью подготовки специалистов. А тем временем с каждым днем жизнь ребенка с РАС все сильнее отличается от жизни его обычных сверстников и чем раньше мы можем начать оказывать такую помощь, тем больше шансов появляется у ребенка на успешную социализацию!

Цели

Создание условий для оказания длительной абилитационной помощи детям от 2 до 7 лет группы риска РАС, с использованием новейших научно доказанных практик.

Задачи

Организация условий для оказания абилитационной помощи детям группы риска с РАС

Оказание абилитационной помощи детям группы риска с РАС

Обучение и поддержка семей, воспитывающих детей группы риска с РАС

Команда