Больше чем мастерская

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2022 - 30.06.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
999 330 руб.
Размер гранта
697 150 руб.
Cофинансирование
302 180 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети в возрасте от 3-ех до 7 лет с родителями и дети от 7 до 18 лет, дети от 7 до 18 лет
  2. дети от 7 до 18 лет
  3. школьники, начиная с 4 класса

Описание проекта

Проект «Больше чем мастерская» предполагает деятельность по возрождению гончарного ремесла (мастерства) и еще больше этого, глиняные изделия созданные руками детей в возрасте от 3-ех до 7 лет (а также с участием родителей), от 7 до 18 лет в гончарной мастерской будут создаваться осмысленно, в сопровождении рассказов доброго батюшки о смысле игрушки и смысле православного праздника по теме которого будут создаваться глиняные работы. Обучающие занятия будут проводиться для двух групп в количестве по 20 человек каждое воскресенье на базе открывающегося Духовно-просветительского центра г. Сургута. В проекте будут проведены семь больших публичных мероприятий, посвященных православным праздникам, включая известные в народе праздники Рождества Христова и Пасхи, Вербное Воскресение, так и менее известные, но не менее значимые для русского православного народа, о которых все мы должны знать и помнить: праздник Святой Троицы, Успение Божией матери, Воздвижение креста Господня, Престольный праздник. Мероприятия будут проводится на известных площадках города Сургута, в том числе в торговом центре с открытыми мастер-классами для всех желающих попробовать гончарное мастерство и роспись, с театральной постановкой, приуроченной к православному празднику; в Мультимедийном-историческом парке "Россия-моя история будет проведена выставка работ с демонстрацией видеоролика о гончарном мастерстве и православных праздниках, на площадке РАНО ХМАО-Югры будут проведены выставки лучших работ с их оценкой и награждением юных мастеров. Помощь в организации и проведении мероприятий окажут волонтеры Молодежного движения "Югра молодая православная" "Сибирский благовест". Будут проведены лекции (в онлайн или в офлайн формате) о глиняном мастерстве и росписи, в рамках сотрудничества с общеобразовательными учреждениями города Сургута, по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 30 школах (для учащихся с 4 класса). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отводит ключевую роль общеобразовательной школе «как единственному социальному институту, в котором должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Детям, в наше время, необходимы знания культуры своего народа, православных традиций для формирования патриотического отношения к своей Родине. Гончарное ремесло насчитывает много веков и было всегда популярно среди русского народа и должно быть сохранено через обучение нового подрастающего поколения данному мастерству и его истории.

Обоснование социальной значимости

Идея создания проекта для знакомства с традициями празднования Рождества Христова и Воскресения Христова (Пасхи) и других православных праздников возникла после многолетнего наблюдения за тем, что происходит в настоящее время в плане воспитания уважительного отношения к культурному наследию нашей Родины у наших детей. Анализируя свои собственные наблюдения и общаясь с коллегами педагогического сообщества города, мы пришли к выводу, что существует недостаточное количество мероприятий, создающих условия для знакомства детей с традициями, ремеслами своего народа и культивируются западные, чуждые русской православной душе праздники (хэллуин и др.). У России своя великая история, которую каждый её гражданин обязан знать. Знать историю, свои православные корни, традиции, ремесла – значит быть патриотом, думающей и свободной личностью, которая умеет ориентироваться в современном изменчивом мире, которой небезразлично все, что сейчас происходит и что произойдет в будущем. Память об общем прошлом, уважение к нему, понимание опыта страны, отношение к героям, святым, победам и поражениям – это то, что формирует самосознание народа, каждого человека, его представление о себе, своих возможностях, своём будущем. Россию делает Россией сохранение традиций. Сохранение языка, веры, исторической памяти, все это – основа нашего национального самосознания.
Не случайно, говоря о задачах развития страны, Владимир Путин обращает особое внимание на исторический опыт России. Сегодня это тем более важно, так как события в современном мире развиваются быстрее, чем когда бы то ни было в прошлом. А развитие будет успешным только когда мы будем опираться на историческое прошлое нашей страны, если будем помнить уроки истории. Поэтому объявленная политика в области сохранения исторической памяти - это не только дань прошлому, это - взгляд в будущее. (Источник: https://www.altairegion22.ru/ex/11841/197669/). Для обеспечения условий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательные учреждения должны взаимодействовать с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации».В декабре 2012 года президент Российской Федерации В.В. Путин внёс в Государственную Думу Российской Федерации поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В поправках также говорится, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности и формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации».
Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. Из многовекового опыта рождались технические приёмы, способы художественной обработки изделий, складывались их определённые формы. В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: "И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале". Изначально гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями. В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики, которое мы должны сохранить и передать будущему поколению, как одно из направлений культурных ценностей и традиций.

Цели

  1. Создать условия для возрождения, сохранения и передачи традиций православных праздников и гончарного ремесла, росписи по керамике.

Задачи

  1. Организация пространства и формирование целевой группы проекта
  2. Проведение обучающего процесса
  3. Просвещение населения и популяризация православных праздников и гончарного мастерства