"Будущее Югры": профориентация в публичных библиотеках

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2023 - 31.12.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 145 271 руб.
Размер гранта
1 543 375 руб.
Cофинансирование
601 896 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Сотрудники общедоступных библиотек
  2. Благополучатели (участники профориентационных проектов в муниципальных образованиях)

Описание проекта

«Будущее Югры»: профориентация в публичных библиотеках» – это комплексный профориентационный проект в области неформального образования, направленный на создание при помощи современных методик условий для осознанного профессионального определения жителями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Проект будет реализован на базе публичных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в несколько этапов.
1 этап. Каждое муниципальное образование и региональная библиотека будет обеспечена комплектом необходимых материально-технических ресурсов для осуществления профориентационной работы.
2 этап. Из числа сотрудников библиотек-участниц проекта будет определена команда специалистов для дальнейшего обучения базовым принципам профориентации (по 1 сотруднику из каждого муниципального образования и не менее 3-х из региональной библиотеки для работы с разными категориями граждан (дети, инвалиды, взрослые). Для команды будет организован семинар-практикум в городе Ханты-Мансийске, цель которого — сформировать навык профориентационной деятельности, учитывая специфику современной профориентационной работы, сформировать актуальную картину мира в области экономики и науки будущего, продемонстрировать возможности библиотек в данной области на примере лучших практик, обучить работе с комплексом методических решений «Мир профессий будущего» и программно-проектной деятельности. Семинар о системе профориентации проведут два опытных психолога-профориентолога, кандидата педагогических наук города Ханты-Мансийска.
3 этап. На основе полученных знаний специалисты, прошедшие обучение, разработают программы профориентации для своих муниципальных образований.
4 этап. Библиотеки-участники проекта реализуют профориентационые программы в своих муниципальных образованиях.
5 этап. Для мотивирования участников проекта и определения лучших работ будет проведен конкурс профориентационных программ.
Проект будет реализован с 1 февраля 2023 года до 31 декабря 2023 года. Итогом реализации проекта станет не менее 25 обученных навыкам профориентационной деятельности специалиста, не мене 245 человек получат профессиональные и надпрофессиональные знания и навыки.

Обоснование социальной значимости

Профессиональная ориентация населения является одним из приоритетов государственной политики. Президентом РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета 24 сентября 2021 года №Пр-1808ГС дано поручение: «рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать на системной основе проведение профориентационных мероприятий для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с привлечением ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий с целью обеспечения раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы региона».
В целях реализации поручения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утвержден Комплекс мер ("дорожная карта") по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 - 2025 годы (постановление Правительства автономного округа от 30 декабря 2021 года № 634-п). В План включены мероприятия с учетом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы автономного округа, соответствующих Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года №101-рп.
Дорожная карта не предусматривает участие в реализации учреждений культуры, в то время, как постановлением Минтруда РФ от 29.08.1995 года №47 утверждено, что государственную политику в сфере профессиональной ориентации осуществляют учреждения культуры. В Югре сеть общедоступных библиотек составляет 212 единиц, которые есть в 69% населенных пунктов региона. Однако, важным препятствием в осуществлении деятельности библиотеками является отсутствие в штате специалистов (профориентологов), знаний основ профориентационной работы специалистами библиотек, которые позволят определить место библиотек в системе этой деятельности.
В то же время, серьезной проблемой для экономики страны является то, что только 36% россиян работают по специальности, полученной в вузе (https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/10/n_14918648.shtml?updated), что ведет к значительным затратам на профессиональное обучение и переподготовку.
Актуальность проекта определяется введением в профориентационную работу новых агентов – общедоступные библиотеки, овладение ими необходимыми знаниями для разработки проектов в муниципальных образованиях и выполнения функций по передаче знаний сотрудникам общедоступных библиотек (тьюторство) с целью стимулирования этой деятельности.

Цели

  1. Создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре условий для развития системной профориентационной работы на базе общедоступных библиотек

Задачи

  1. Обеспечить каждое муниципальное образование и региональную библиотеку комплектом необходимых материально-технических ресурсов для осуществления профориентационной работы
  2. Обучить сотрудников общедоступных библиотек (по 1 сотруднику из каждого муниципального образования и не менее 3-х из региональной библиотеки для работы с разными категориями граждан (дети, инвалиды, взрослые) в области профессиональной ориентации
  3. Разработать программы профориентации в муниципальных образованиях автономного округа
  4. Запустить и опробовать программы профориентации в муниципальных образованиях
  5. Провести конкурс профориентационных программ