Чемпионат Русского Дизайна
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.04.2023 - 01.09.2023
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 676 850 руб.
Размер гранта
1 405 070 руб.
Cофинансирование
1 271 780 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- студенты творческих специальностей
- дизайнеры и архитекторы России
Описание проекта
Выбрано тематическое направление: Культурный код. Проекты, направленные на популяризацию и сохранение общероссийской культурной идентичности, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, усиление цивилизационного влияния Русского мира
Данное направление выбрано не случайно, проект нацелен на популяризацию и сохранение культурной идентичности.
А проекте могут принять участие любое количество дизайнеров, студентов творческих профессий на территориях присутствия амбассадоров - Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Челябинск, Сургут.
Первоначальный этап проходит в on-line режиме, участники проекта отправляют визуализацию своих идей экспертной комиссии.
Комиссия составляет лонг-лист, в который входит те участники, которые прошли отборочный тур.
На втором этапе конкурсанты должны реализовать проекты и представить на финале проекта.
В проекте будут выбраны три финалиста.
На финальном вечере пройдет награждение участников и объявление победителя конкурса.
Что позволяет сделать проект?
• Выявить творческих, инициативных и активных молодых людей в шести субъектах Российской Федерации
• Актуализировать повестку культурных мероприятий регионов
• Популяризировать русскую многонациональную культуру через культурные и творческие направления
• Сохранить культурное наследие народов России, в т.ч. малых народов России
• Приобщить жителей регионов к культурным мероприятиям в сфере творчества и дизайна
• Укрепить национальные традиции России
• Выявить творческих людей и коллективы и дать возможность получить дальнейшее развитие
• Развивать традиционные национальные ценности, национальные мотивы
• Способствовать развитию тренда «СДЕЛАНО В РОССИИ»
• Представить результаты конкурса на мировых площадках, тем самым популяризовать русские традиции
Развитие культурных проектов – этот мостик между различными народами, странами. Именно он позволяет объединить творческих людей и сформировать культурные ценности.
Очень важно уделять повышенное внимание развитию творческих проектов в мире дизайна на территории регионов России. Это дает дополнительный импульс развитию территории – приобщению молодежи к инициативным творческим проектам, разнообразию культурной жизни территории, формированию дополнительных мероприятий для развития въездного и внутреннего туризма.
Также проект способствует распространению русской культуры и культурно-нравственных ценностей среди населения России.
Данное направление выбрано не случайно, проект нацелен на популяризацию и сохранение культурной идентичности.
А проекте могут принять участие любое количество дизайнеров, студентов творческих профессий на территориях присутствия амбассадоров - Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Челябинск, Сургут.
Первоначальный этап проходит в on-line режиме, участники проекта отправляют визуализацию своих идей экспертной комиссии.
Комиссия составляет лонг-лист, в который входит те участники, которые прошли отборочный тур.
На втором этапе конкурсанты должны реализовать проекты и представить на финале проекта.
В проекте будут выбраны три финалиста.
На финальном вечере пройдет награждение участников и объявление победителя конкурса.
Что позволяет сделать проект?
• Выявить творческих, инициативных и активных молодых людей в шести субъектах Российской Федерации
• Актуализировать повестку культурных мероприятий регионов
• Популяризировать русскую многонациональную культуру через культурные и творческие направления
• Сохранить культурное наследие народов России, в т.ч. малых народов России
• Приобщить жителей регионов к культурным мероприятиям в сфере творчества и дизайна
• Укрепить национальные традиции России
• Выявить творческих людей и коллективы и дать возможность получить дальнейшее развитие
• Развивать традиционные национальные ценности, национальные мотивы
• Способствовать развитию тренда «СДЕЛАНО В РОССИИ»
• Представить результаты конкурса на мировых площадках, тем самым популяризовать русские традиции
Развитие культурных проектов – этот мостик между различными народами, странами. Именно он позволяет объединить творческих людей и сформировать культурные ценности.
Очень важно уделять повышенное внимание развитию творческих проектов в мире дизайна на территории регионов России. Это дает дополнительный импульс развитию территории – приобщению молодежи к инициативным творческим проектам, разнообразию культурной жизни территории, формированию дополнительных мероприятий для развития въездного и внутреннего туризма.
Также проект способствует распространению русской культуры и культурно-нравственных ценностей среди населения России.
Обоснование социальной значимости
На современном этапе проблема взаимодействия дизайна и национальной традиционной культуры особенно актуальна. Дизайн влияет на формирование духовных культур человека: художественного вкуса, образа жизни, развития своего внутреннего мира. На современном этапе дизайн находится в процессе поиска новых средств выразительности, важнейшим источником которых является национальная культура и традиции. Развитие дизайна непосредственно связано с культурой и традициями отдельных народов. Некоторые особенности национальных традиций приносят новаторство в современный дизайн, например, использование национальных орнаментов, сочетание текстур и цвета передаёт особенную атмосферу культуры народа. Дизайн потерял бы многое, если не видел бы культуру и традиции России.
Сохранение преемственности и развитие культурных традиций является одной из приоритетных задач современного общества. «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя» – гениальная фраза Уильяма Морриса, основателя и неофициального лидера художественного движения «Искусства и ремесла» в викторианской Англии (конец XIX в.).
Русским соответствием движения «Искусства и ремесла» принято считать объединения художников конца XIX – начала ХХ вв. в Абрамцеве (ныне – Сергиев Посад) и Талашкине (под Смоленском). Данные ремесленные центры сыграли важную роль в деле сохранения и развития народной художественной культуры. Таким образом, «в начале ХХ в. традиционный мир русской народной культуры был осмыслен как явление искусства большой силы, но не собственно самим носителем этой культуры, тем, кто в прошлом создавал ее для собственных нужд, а другим социальным слоем – интеллигенцией, озабоченной проблемами формирования национальной культуры, поддержанием и сохранением народных традиций для будущих поколений».
На сегодняшний день можно выделить два основных подхода к работе с культурным наследием: первый – это изучение, восстановление и воспроизведение традиционных ремесел (по примеру художественных объединений в Абрамцеве и Талашкине); второй – это использование, стилизация и интерпретация старинных образцов и техник в современном дизайне. Основная задача дизайнера в этом случае – придать актуальность традиционным предметам и орнаментам, сделать их понятными и доступными; создать атмосферу «русского стиля», не воспроизводя дословно и не выдерживая все условности (по возможности), но используя при этом современные материалы и технологии. Для сохранения и развития традиционной русской культуры оба подхода имеют одинаковую важность. Хотя стоит отметить, что практика современного предметосозидания необычайно сложна, и порой сложно провести границу между дизайном и ремеслом. Сейчас, в эру высоких технологий, индустриальный дизайнер и ремесленник не соперничают, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Продуктивность такого союза значительно возрастет при обеспечении должной поддержки со стороны государства. Это, в первую очередь, целенаправленная финансовая политика в поддержку малых предприятий и бизнеса, пропаганда русской культуры художественной элитой общества, работа с подрастающим поколением (художественно-эстетическое воспитание, в котором должное место отводится изучению своих истоков, традиций, культуры), использование для популяризации культурного наследия действенных СМИ (выставки, фестивали, кино, телевидение, модные журналы и др.), осуществлению конкурсов среди дизайнеров и других инициатив.
Именно поэтому так важно развивать мероприятия по творческим инициативам среди молодёжи, формировать новые возможности, приобщать людей к искусству и дизайну, развивать и продвигать российскую культуру и ценности.
Сохранение преемственности и развитие культурных традиций является одной из приоритетных задач современного общества. «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя» – гениальная фраза Уильяма Морриса, основателя и неофициального лидера художественного движения «Искусства и ремесла» в викторианской Англии (конец XIX в.).
Русским соответствием движения «Искусства и ремесла» принято считать объединения художников конца XIX – начала ХХ вв. в Абрамцеве (ныне – Сергиев Посад) и Талашкине (под Смоленском). Данные ремесленные центры сыграли важную роль в деле сохранения и развития народной художественной культуры. Таким образом, «в начале ХХ в. традиционный мир русской народной культуры был осмыслен как явление искусства большой силы, но не собственно самим носителем этой культуры, тем, кто в прошлом создавал ее для собственных нужд, а другим социальным слоем – интеллигенцией, озабоченной проблемами формирования национальной культуры, поддержанием и сохранением народных традиций для будущих поколений».
На сегодняшний день можно выделить два основных подхода к работе с культурным наследием: первый – это изучение, восстановление и воспроизведение традиционных ремесел (по примеру художественных объединений в Абрамцеве и Талашкине); второй – это использование, стилизация и интерпретация старинных образцов и техник в современном дизайне. Основная задача дизайнера в этом случае – придать актуальность традиционным предметам и орнаментам, сделать их понятными и доступными; создать атмосферу «русского стиля», не воспроизводя дословно и не выдерживая все условности (по возможности), но используя при этом современные материалы и технологии. Для сохранения и развития традиционной русской культуры оба подхода имеют одинаковую важность. Хотя стоит отметить, что практика современного предметосозидания необычайно сложна, и порой сложно провести границу между дизайном и ремеслом. Сейчас, в эру высоких технологий, индустриальный дизайнер и ремесленник не соперничают, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Продуктивность такого союза значительно возрастет при обеспечении должной поддержки со стороны государства. Это, в первую очередь, целенаправленная финансовая политика в поддержку малых предприятий и бизнеса, пропаганда русской культуры художественной элитой общества, работа с подрастающим поколением (художественно-эстетическое воспитание, в котором должное место отводится изучению своих истоков, традиций, культуры), использование для популяризации культурного наследия действенных СМИ (выставки, фестивали, кино, телевидение, модные журналы и др.), осуществлению конкурсов среди дизайнеров и других инициатив.
Именно поэтому так важно развивать мероприятия по творческим инициативам среди молодёжи, формировать новые возможности, приобщать людей к искусству и дизайну, развивать и продвигать российскую культуру и ценности.
Цели
- Сформировать кластер творческой, культурно-нравственной молодежи, благодаря проведению ежегодного чемпионата Русского дизайна.
Задачи
- Формирование команды проекта: приглашение экспертов, партнеров, соорганизаторов. Освещение в СМИ, привлечение жителей региона к культурному мероприятию, пропаганда культурных ценностей.
- 1 этап конкурса - Прием заявок на участие в Конкурсе
- 2 этап конкурса - Отбор заявок, формирование лонг-листа, работа экспертов
- 3 этап конкурса - Отбор финалистов, работа экспертов
- Финал конкурса: проведение финального мероприятия проекта, награждение участников, объявление победителя. Освещение в СМИ, привлечение жителей региона к культурному мероприятию, пропаганда культурных ценностей.