Чемпионат Русского Дизайна - 2024

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 31.01.2024 - 30.10.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
697 460 руб.
Размер гранта
368 460 руб.
Cофинансирование
329 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дизайнеры и архитекторы России
  2. студенты творческих специальностей

Описание проекта

Итоги проекта "Чемпионат дизайна - 2023":
- приняло участие 268 заявок,
- отборочный тур прошли 132 заявки,
- во второй тур прошел 41 проект.
Проект "Чемпионат дизайна" объединил творческое сообщество 9 городов России, позволил творческой молодежи создать пространство для самореализации и обмена опытом. Это новый мощный стимул для дизайнеров творить и создавать новые проекты в сотрудничестве с экспертами и другими участниками проекта.
В ходе реализации проекта - были разработаны новые подходы в индустрии дизайна, которые найдут отражение в производстве промышленного масштаба.

Обоснование социальной значимости

На современном этапе проблема взаимодействия дизайна и национальной традиционной культуры особенно актуальна. Дизайн влияет на формирование духовных культур человека: художественного вкуса, образа жизни, развития своего внутреннего мира. На современном этапе дизайн находится в процессе поиска новых средств выразительности, важнейшим источником которых является национальная культура и традиции. Развитие дизайна непосредственно связано с культурой и традициями отдельных народов. Некоторые особенности национальных традиций приносят новаторство в современный дизайн, например, использование национальных орнаментов, сочетание текстур и цвета передаёт особенную атмосферу культуры народа. Дизайн потерял бы многое, если не видел бы культуру и традиции России.
Сохранение преемственности и развитие культурных традиций является одной из приоритетных задач современного общества. «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя» – гениальная фраза Уильяма Морриса, основателя и неофициального лидера художественного движения «Искусства и ремесла» в викторианской Англии (конец XIX в.).
Русским соответствием движения «Искусства и ремесла» принято считать объединения художников конца XIX – начала ХХ вв. в Абрамцеве (ныне – Сергиев Посад) и Талашкине (под Смоленском). Данные ремесленные центры сыграли важную роль в деле сохранения и развития народной художественной культуры. Таким образом, «в начале ХХ в. традиционный мир русской народной культуры был осмыслен как явление искусства большой силы, но не собственно самим носителем этой культуры, тем, кто в прошлом создавал ее для собственных нужд, а другим социальным слоем – интеллигенцией, озабоченной проблемами формирования национальной культуры, поддержанием и сохранением народных традиций для будущих поколений».
На сегодняшний день можно выделить два основных подхода к работе с культурным наследием: первый – это изучение, восстановление и воспроизведение традиционных ремесел (по примеру художественных объединений в Абрамцеве и Талашкине); второй – это использование, стилизация и интерпретация старинных образцов и техник в современном дизайне. Основная задача дизайнера в этом случае – придать актуальность традиционным предметам и орнаментам, сделать их понятными и доступными; создать атмосферу «русского стиля», не воспроизводя дословно и не выдерживая все условности (по возможности), но используя при этом современные материалы и технологии. Для сохранения и развития традиционной русской культуры оба подхода имеют одинаковую важность. Хотя стоит отметить, что практика современного предметом созидания необычайно сложна, и порой сложно провести границу между дизайном и ремеслом. Сейчас, в эру высоких технологий, индустриальный дизайнер и ремесленник не соперничают, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Продуктивность такого союза значительно возрастет при обеспечении должной поддержки со стороны государства. Это, в первую очередь, целенаправленная финансовая политика в поддержку малых предприятий и бизнеса, пропаганда русской культуры художественной элитой общества, работа с подрастающим поколением (художественно-эстетическое воспитание, в котором должное место отводится изучению своих истоков, традиций, культуры), использование для популяризации культурного наследия действенных СМИ (выставки, фестивали, кино, телевидение, модные журналы и др.), осуществлению конкурсов среди дизайнеров и других инициатив.
Именно поэтому так важно развивать мероприятия по творческим инициативам среди молодёжи, формировать новые возможности, приобщать людей к искусству и дизайну, развивать и продвигать российскую культуру и ценности.

Цели

  1. Сформировать кластер творческой, культурно-нравственной молодежи, благодаря проведению ежегодного чемпионата Русского дизайна

Задачи

  1. Проведение первого этапа проекта
  2. Проведение второго этапа проекта
  3. Выбор победителей проекта
  4. Финал конкурса: проведение финального мероприятия проекта, награждение участников, объявление победителя. Освещение в СМИ, привлечение жителей региона к культурному мероприятию
`