Центр языковой культуры народов России "СО-единение"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 22.07.2024 - 22.07.2025
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 415 734 руб.
Размер гранта
481 507 руб.
Cофинансирование
1 934 227 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. 1.Дети-мигранты в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком
  2. 2.Семьи с детьми-мигрантами в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком

Описание проекта

Творческая концепция Проекта соответствует тематическому направлению. Во-первых, она учитывает индивидуальные и национальные особенности детей-мигрантов, такие как уровень знаний, культурные различия, уровень адаптации к новой языковой среде и др.. Таким образом, проект ориентирован на всестороннюю поддержку и успешную адаптацию детей-мигрантов в русскоязычной среде.
Во-вторых, Проект позволяет выработать комплексную модель оказания помощи детям-мигрантам, гибкий график очных и онлайн-занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, привлечь к решению проблемы законных представителей (родителей) и общественность, так как основными институтами первичной социализации детей-мигрантов является семья и общество.
Основные трудности адаптации и интеграции детей мигрантов -языковой барьер, чувство страха и отчужденности. Методическая база, используемая сегодня при подготовке занятий и культурных мероприятий по адаптации и интеграции, гражданскому и патриотическому воспитанию, ориентирована на широко известные, хорошо изученные. Наш проект берет за основу актуальные проблемы адаптации семей с детьми-мигрантами в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе мероприятий.
Кроме содержательной теоретической части предлагаемых мероприятий, Проект основан на апробированном авторском материале (разработки занятий, тестов, мастер-классов, мероприятий, методик различного уровня и др.), который позволят сформировать у детей образовательные, культурные и эмоциональные связи с реальным временем и современными условиями жизни, ценностными ориентирами. Совместная работа и усилия детей, педагогов и родителей будут способствовать созданию доброжелательной и творческой атмосферы в обществе. Участие в экскурсиях, мастер-классах, мероприятиях вовлечет семьи с детьми-мигрантами, педагогов и общественность в совместную работу, позволит получить удовлетворение от социально-значимой деятельности.
Уникальность проекта заключается в совмещении двух аспектов обучения: авторского и классического по принципу "Русский язык без правил", использовании игровых и творческих методик обучения, которые делают процесс обучения увлекательным и интерактивным. Это позволяет детям-мигрантам не только освоить языковые навыки, но и интегрироваться в новую культуру и общество.
Проект способствует распространению успешного опыта по повышению доступности школьного образования, сохранению языковых и культурных традиций народов России. Реализация проекта позволит оказать комплексную помощь детям-мигрантам в  социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации, повысить успеваемость, предупредить случаи буллинга, укрепить народное единство и межнациональное согласие. Таким образом, творческая концепция проекта не только соответствует тематическому направлению, но и предполает уникальные методики обучения.

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в России проживают граждане более 190 национальностей и народностей. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе для города Нягань, характерна высокая миграционная нагрузка ввиду активно развивающейся инфраструктуры. Основными институтами первичной социализации детей-мигрантов являются семья и образовательная организация. В.Путин отметил, что «количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло не формально, а фактически глубоко адаптировать их к российской языковой среде, к культурной среде, чтобы они могли погружаться в систему российских ценностей» (https://tass.ru/obschestvo/11028815). Если ребёнок мигранта не знает русского языка, это означает только одно-в его семье не говорят на русском языке только потому, что его не знают. Хинштейн писал, что дети мигрантов не имеют должного воспитания и соответствующей культуры, чтобы влиться в цивилизованное общество. И это проблема на сегодняшний день особо актуальна. Для освещения глубины данной проблемы на базе 9 школ города среди педагогов и специалистов работающих с детьми-мигрантами проведено исследование (Результаты опроса находятся по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1nNcGZ9brz-LUNziH0_SsCLwmsVJTpW6V/view?usp=drive_link, https://vk.com/poll-218290249_875685126). Ежегодно более 100 детей-мигрантов поступают в школы города. За три последних года их общая численность увеличилась до 610 человек. Как правило, поступающие в школу дети-мигранты распределяются в классы по возрасту. Освоение школьной образовательной программы по возрасту ребёнку-мигранту не посильно в виду языкового барьера и ряда других причин. Семьям и детям-мигрантам приходится тратить долгие годы на адаптацию в новой языковой среде, преодолевая социальные и психологические трудности. Проект «СО-единение» поможет семьям с детьми-мигрантами научиться читать и писать на русском языке, осознанно общаться с окружающими, преодолеть тревожность, справляться с эмоциями, правилам поведения в обществе, повысить качество успеваемости в школе, оказывать взаимопомощь, ставить перед собой задачи и находить правильные пути их решения, уважать окружающих людей и их культуру, найти друзей. Проект «СО-единение» направлен на повышение профессионального уровня педагогов и специалистов осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей-мигрантов, с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования и концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Разработка и апробация комплексной программы по социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации подразумевает одновременную работу с ребёнком-мигрантом и его родителями. Данная программа доступна и актуальна, а также обладает расширенной универсальностью, так как позволяет организовать занятия семьями и детьми-мигрантами разных национальных принадлежностей и языковых культур. Исследовав проблему адаптации и социализации детей-мигрантов, мы сделали вывод о том, что аналогичная ситуация свойственна не только нашему городу округу, но и всем регионам России. Многочисленные видео и статьи служат тому подтверждением (https://tass.ru/obschestvo/11028815 -«В.Путин: доля детей мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде», https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-detey-migrantov -«актуальные проблемы обучения детей-мигрантов», https://www.youtube.com/watch?v=HsWPspjoKrQ –«Дети-мигранты в образовательном процессе: проблемы и пути их решения», https://360tv.ru/tekst/obschestvo/deti-migrantov-stali-problemoj-v-rossii/-«Сложности адаптации. Не знающие русский язык дети мигрантов стали проблемой в России»). Для реализации проекта подобрана высококвалифицированная команда специалистов – учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, эксперты, психологи, социальные партнёры, волонтёры, имеющие большой опыт педагогической и профессиональной деятельности. В статью «Финансирование проекта» включены ресурсы, необходимые для проведения занятий и мероприятий в рамках проекта. Основными ключевыми результатами проекта станут: дети-мигранты от 6 до 17 лет, в том числе переселенцы с Украины, ЛНР и ДНР и их законные представители не владеющие или плохо владеющие русским языком, обещающиеся в школах г.Нягань общей численностью не менее 300 человек. Наша страна многонациональная и наша задача не только помочь детям мигрантов в обучении, но и сделать все для того, чтобы они почувствовали себя «своими», а не чужим. Это сделает наше общество чуточку лучше и понятнее, а нашу страну для семей мигрантов и их детей родной. Проект «СО-единение» направлен на популяризацию русского языка и истории России, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе, воспитание патриотизм и чувства ответственности за будущее своей страны.

Цели

  1. Создать Центр языковой культуры народов России "СО-единение" по оказанию комплексной социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации семей с детьми-мигрантами в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющих или плохо владеющих русским языком укреплению межнационального согласия и гражданского единства, сохраняю языковых и культурных традиций народов России.

Задачи

  1. 1.Организационная и информационная кампания проекта
  2. 2. Создание материально-технической базы для обучения детей-мигрантов
  3. 3. Работа Центра, организация и проведение занятий, мероприятий
  4. 4. Распространение успешного опыта по повышению доступности школьного образования для детей- мигрантов. Освещение информации через СМИ о проблеме и реализации проекта, его результативности и дальнейших перспективах развития.
  5. 5. Сохранение языковых и культурных традиций народов России
`