Центр обучения русскому языку как иностранному "PRO100слов"
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Студенты-билингвы
- студенческая молодежь
Описание проекта
В настоящее время в России происходят крупномасштабные миграции населения и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра не является исключением. По данным Управления по вопросам миграции в ХМАО – Югре к июню 2021 г., в регионе встало на учет более 65 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Процессы активной миграции привели к возникновению широкого круга демографических, социальных и других проблем. Одной из важнейших проблем стала: неготовность мигрантов к адаптации в жизни в российском социуме, из-за незнания русского языка и низкого уровня знаний, который имеют подавляющее большинство студентов-билингвов.
Уже сегодня среди студентов среднего профессионального образования города Сургута присутствует от 10 до 40 % студентов-билингвов, а значит проблема адаптации мигрантов в образовательном пространстве города стала практически всеобщей. Как показали результаты мониторинга, основное количество студентов-билингвов из семей мигрантов составляют граждане центрально-азиатских стран и стран Закавказья: Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Армении.
Процесс изучения студентами-билингвами русского языка чаще всего пускается на самотек, поскольку педагоги убеждены, что студенты мигранты сами в процессе повседневного общения компенсируют пробелы в знании русского языка общаясь с русскими сверстниками или со сверстниками других национальностей, но хорошо владеющих русским языком. Однако, по свидетельству преподавателей русского языка, многие студенты из семей мигрантов поступают в колледж с низким уровнем речевой компетентности и не готовы к обучению в русскоязычных учебных заведениях. В рамках реализации проекта нами будет проведено обучение для 40 студентов-билингвов, дважды в неделю с использованием авторской программы по изучению русского языка, основанной на комплексном исследовании уровня владения.
Обоснование социальной значимости
В ходе комплексной диагностики уровня языковой и речевой компетенции студентов-билингвов СИЭУиП было выявлено, что 67% студентов имеют низкий уровень речевой компетенции. Студенты-билингвы не владеют способами формирования и формулирования мыслей с помощью русского языка, а также способностью пользоваться русским языком в речи, так как не имеют лексического запаса, а следовательно и не умеют им пользоваться. Помимо сложностей в понимании лексического материала на русском языке, студенты-билингвы также испытывают сложности в произношении звуков, лексико-грамматическом оформлении, поэтому у них нарушено понимание русской речи. Особую сложность для студентов-билингвов представляет монологическая речь. Учащимся трудно сформулировать развернутое речевое сообщение ввиду необходимости поиска подходящих языковых средств.
Таким образом, необходимость целенаправленной организации развития речевой компетенции студентов-билингвов в настоящее время не вызывает сомнений. Необходимо создавать специальный курс изучения русского языка для студентов-билингвов, в рамках которого необходимо уделять пристальное внимание развитию умений и навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и, что особенно важно - говорения. Высокий уровень владения умениями и навыками говорения является необходимым условием социализации студентов-билингвов в России
Цели
- Создать дополнительную образовательную программу по изучению русского языка как иностранного для студенческой молодежи города Сургута
Задачи
- Разработать программу по изучению русского языка как иностранного, ориентированную на студенческую молодежь
- Провести комплексную диагностику студенческой молодежи АНПОО "СИЭУиП" для выявления уровня владения русским языком
- Сформировать учебные группы из числа студентов билингвов
- Провести 50 занятий для каждой учебной группы