Центр обучения русскому языку как иностранному "PRO100слов"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2023 - 29.02.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
520 000 руб.
Размер гранта
425 000 руб.
Cофинансирование
95 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Студенческая молодежь
  2. Студенты билингвы

Описание проекта

В настоящее время в России происходят крупномасштабные миграции населения и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра не является исключением. По данным Управления по вопросам миграции в ХМАО – Югре к июню 2021 г., в регионе встало на учет более 65 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Процессы активной миграции привели к возникновению широкого круга демографических, социальных и других проблем. Одной из важнейших проблем стала: неготовность мигрантов к адаптации в жизни в российском социуме, из-за незнания русского языка и низкого уровня знаний, который имеют подавляющее большинство студентов-билингвов.
Уже сегодня среди студентов среднего профессионального образования города Сургута присутствует от 10 до 40 % студентов-билингвов, а значит проблема адаптации мигрантов в образовательном пространстве города стала практически всеобщей. Как показали результаты мониторинга, основное количество студентов-билингвов из семей мигрантов составляют граждане центрально-азиатских стран и стран Закавказья: Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Армении.
Процесс изучения студентами-билингвами русского языка чаще всего пускается на самотек, поскольку педагоги убеждены, что студенты мигранты сами в процессе повседневного общения компенсируют пробелы в знании русского языка общаясь с русскими сверстниками или со сверстниками других национальностей, но хорошо владеющих русским языком. Однако, по свидетельству преподавателей русского языка, многие студенты из семей мигрантов поступают в колледж с низким уровнем речевой компетентности и не готовы к обучению в русскоязычных учебных заведениях. В рамках реализации проекта нами будет проведено обучение для 40 студентов-билингвов, дважды в неделю с использованием авторской программы по изучению русского языка, основанной на комплексном исследовании уровня владения.

Обоснование социальной значимости

В ходе комплексной диагностики уровня языковой и речевой компетенции студентов-билингвов СИЭУиП было выявлено, что 67% студентов имеют низкий уровень речевой компетенции. Студенты-билингвы не владеют способами формирования и формулирования мыслей с помощью русского языка, а также способностью пользоваться русским языком в речи, так как не имеют лексического запаса, а следовательно и не умеют им пользоваться. Помимо сложностей в понимании лексического материала на русском языке, студенты-билингвы также испытывают сложности в произношении звуков, лексико-грамматическом оформлении, поэтому у них нарушено понимание русской речи. Особую сложность для студентов-билингвов представляет монологическая речь. Учащимся трудно сформулировать развернутое речевое сообщение ввиду необходимости поиска подходящих языковых средств.
Таким образом, необходимость целенаправленной организации развития речевой компетенции студентов-билингвов в настоящее время не вызывает сомнений. Необходимо создавать специальный курс изучения русского языка для студентов-билингвов, в рамках которого необходимо уделять пристальное внимание развитию умений и навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и, что особенно важно - говорения. Высокий уровень владения умениями и навыками говорения является необходимым условием социализации студентов-билингвов в России

Цели

  1. Создать дополнительную образовательную программу по изучению русского языка как иностранного для студенческой молодежи города Сургута

Задачи

  1. Разработать программу по изучению русского языка как иностранного, ориентированную на студенческую молодежь
  2. Провести комплексную диагностику студенческой молодежи АНПОО "СИЭУиП" для выявления уровня владения русским языком
  3. Сформировать учебные группы из числа студентов билингвов
  4. Провести 50 занятий для каждой учебной группы

`