Чтобы помнили…
Целевые аудитории
Описание проекта
Замысел проекта поддерживается самим названием «Чтобы помнили…» – это и посыл, заложенный авторами работ – художниками-фронтовиками – к будущим поколениям, и обращение авторов проекта к своим современникам. Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, беззаветной любви к Родине.Главные герои экспозиции – подлинные произведения искусства, созданные в годы войны и послевоенное время. Авторы произведений были непосредственными участниками тех трагических событий.Архитектурно-художественное решение экспозиции направлено на усиление эмоционального эффекта и погружения в атмосферу событий Великой Отечественной войны. Основным цветом станет красный – как символ пролитой крови, силы и мужества в борьбе за свободу советского народа. Композиционным центром выставочного пространства станет многоуровневая инсталляция, которую венчает скульптура советского солдата – олицетворение героизма и самоотверженности.Музыкальный ряд и документальные хроники военного времени дополнят и усилят эмоциональный эффект от посещения выставки.Экспозиция станет площадкой для проведения специально разработанной культурно-просветительной программы, которая включает тематические, интерактивные и игровые экскурсии, занятия, мастер-классы, квесты и другие формы работы с аудиторией
Обоснование социальной значимости
Главная задача, стоящая перед современным обществом в нашей стране – обеспечение преемственности поколений, сохранение и актуализация исторической памяти, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, что является приоритетным направлением государственной политики в области культуры и молодёжи.В Сургуте, крупнейшем городе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, население составляет более 400 000 человек, четверть – это подростки и молодежь.Согласно социологическому исследованию Сургутского государственного педагогического университета на тему: «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне» (2020 год, https://www.surgpu.ru/media/uploads/2020/06/16/1.pdf), лишь 25 % опрошенных считают, что они обладают достаточным объемом знаний о Великой Отечественной войне. Источниками таких знаний для молодежи являются учителя, школьные учебники, советские художественные фильмы и, конечно, рассказы родных. Однозначно считают себя патриотами всего 17,7% респондентов. По мнению студенческой молодежи, сегодня быть патриотом – это значит: испытывать чувство ответственности за происходящее в стране, уважать и знать историю России.В 2023 году Сургутским художественным музеем было проведено подобное исследование среди сургутян в возрасте от 10 до 23 лет (опрошено 430 человек), которое показало, что уровень интереса молодых людей к Великой Отечественной войне довольно высок – около 80% опрошенных интересуются событиями той войны и готовы посещать посвященные ей выставки и мероприятия. При этом только 12 % респондентов смогли назвать произведения изобразительного искусства, посвящённые войне.В настоящее время историческая правда о Великой Отечественной войне особенно актуальна в связи с событиями, происходящими на Украине. Переписывание истории зарубежными идеологами и украинскими националистами и неонацистами привело к разрушению исторической памяти, личности человека, культурного кода нации. В результате чего выросло поколение, исповедующее идеологию фашизма и неонацизма.Тема Великой Отечественной войны не должна терять своей актуальности, особенно для подрастающего поколения, потому что только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего. Еще древнегреческий мыслитель Платон писал: «Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего»
Цели
Сохранение и трансляция исторической памяти о трагических событиях и героическом подвиге советского народа путем организации и проведения в 2025 году в Сургуте выставки, которая впервые объединит неизвестные зрителям произведения изобразительного искусства из музейных собраний и частных коллекций, посвящённые Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и созданные непосредственными участниками тех событий
Задачи
Организовать и провести выставку произведений изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) из собраний Сургутского художественного музея, Государственного художественного музея (г. Ханты-Мансийск) и частных коллекций (г. Москва)
Разработать и реализовать на основе выставки культурно-просветительную программу, ориентированную на подростков и молодежь
Разработать и провести рекламно-информационную кампанию с привлечением партнеров
Мониторинг реализации проекта и оценка достигнутых результатов