ДНК территории Хантэт мув
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
07.08.2023 - 24.12.2024
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 604 230 руб.
Размер гранта
1 193 230 руб.
Cофинансирование
411 000 руб.
Целевые аудитории
- Молодёжь (17-35)
- Подростки (13-16)
- Представители национальной интеллигенции из народов ханты, манси, лесные ненцы
- Учителя-краеведы, преподаватели ВУЗов (историки, этнографы, лингвисты)
- ученые, занимающиеся проблемами языка и культуры народов уральской языковой семьи
Описание проекта
Культурный код - это наше общее ДНК, на уровне культуры - это духовные связи, соединяющее все народы нашей страны в единое поликультурное сообщество по принципу комплиментарности. Культура обских угров, как и любая другая этническая культура, базируется на своей системе ценностей. Базовыми ценностями в этой системе являются, например, высокий статус женщины-матери, и одновременно высокий статус маленьких детей. Можно даже говорить о культе матери, с одной стороны, и культе детей и детства, с другой, так как для хантов и манси любой родившийся младенец – это вернувший в этот мир прожить новую жизнь ушедший когда-то родственник (идеи реинкарнации души – суть традиционной религии хантов и манси).
Именно ценностные ориентиры обеспечивают индивидуальность и целостность каждой культуры, её узнаваемость; при этом именно стыковка ценностей разных народов или знание, понимание и принятие ценностей друг друга делают устойчивыми межэтнические связи.
Суть творческой концепции данного проекта – рассказать языком современной моды об особых ценностных предпочтениях коренных жителей ХМАО, с одной стороны, а с другой стороны, показать, что эти ценности близки и понятны всем жителям этого региона : многие жители Югры или Хантэт мув – «Хантыйской земли» (так называется на хантыйском языке эта территория) могут сказать, что, живя здесь долго, в этих северных широтах, они понимают ценность леса, рек, рыбы и зверей как и коренные жители; они ценят солнечный свет и его тепло, признают силу и власть холода, силу ветра и богатства недр; но главное, они также любят и переживают за эту землю, как любят и переживают о ней ханты, манси и лесные ненцы, народы, чья историческая судьба связана с этой землёй неразрывно, так как именно здесь, на этой территории, проходил их этногенез.
Именно ценностные ориентиры обеспечивают индивидуальность и целостность каждой культуры, её узнаваемость; при этом именно стыковка ценностей разных народов или знание, понимание и принятие ценностей друг друга делают устойчивыми межэтнические связи.
Суть творческой концепции данного проекта – рассказать языком современной моды об особых ценностных предпочтениях коренных жителей ХМАО, с одной стороны, а с другой стороны, показать, что эти ценности близки и понятны всем жителям этого региона : многие жители Югры или Хантэт мув – «Хантыйской земли» (так называется на хантыйском языке эта территория) могут сказать, что, живя здесь долго, в этих северных широтах, они понимают ценность леса, рек, рыбы и зверей как и коренные жители; они ценят солнечный свет и его тепло, признают силу и власть холода, силу ветра и богатства недр; но главное, они также любят и переживают за эту землю, как любят и переживают о ней ханты, манси и лесные ненцы, народы, чья историческая судьба связана с этой землёй неразрывно, так как именно здесь, на этой территории, проходил их этногенез.
Обоснование социальной значимости
Процессы глобализации, протекающие во всём моровом культурном пространстве, неуклонно ведут к стиранию граней между различными культурами, к их унификации и стандартизации. Давление этого процесса порождает мощный социальный запрос на оберегание локальной культурной уникальности, самобытности, сохранение этнической специфики. Удовлетворить этот запрос частично способны этнографические реалии разных этнических групп, особенно тех, где бережно сохраняются элементы традиционного быта, хозяйственных занятий (для хантов и манси ХМАО – это охота, рыболовство и оленеводство, которыми издавна занимались местные жители), а также особенности религии и традиционного мировоззрения. Эта локальная этническая специфика легко усваивается подрастающим поколением. Особую актуальность представляет процесс приобщения к ценностям и традициям коренных этносов ХМАО молодое поколение всех других этносов, проживающих на территории ХМАО. Крайне важно это приобщение осуществлять средствами, понятными и близкими молодёжной среде. Язык моды (современной молодёжной моды! ) – универсален и понятен, и он именно то средство передачи ценной культурной информации, которое легко воспринимается молодым поколением. Мода может стать прекрасным ретранслятором, передающим идеи и эстетику одной культуры – всем другим народам, проживающим в регионе.
Научное сообщество к началу XXI в. накопило объёмный банк данных различных сведений (лингвистических, этнонимических, этногенетических, археологических), характеризующих коренные народы ХМАО. Однако нередко эти данные известны только в узкой научной среде. Популяризация и пропаганда добытой научной информации среди широкой общественности (прежде всего, молодежных групп разных культур, но также и среди учителей, краеведов, национальной хантыйской и мансийской интеллигенции, этнолидеров и др.) позволит распространить и укоренить сведения, добытые представителями разных наук. При этом одежда, модные аксессуары могут быть прекрасными носителями (точнее, разносчиками!) научной информации; нанесенная на одежду и украшения, она вполне способна широко тиражироваться наравне с «бумажным носителем» (т.е. книгой).
Кроме того, модная коллекция будет содействовать созданию предпосылок для прогрессивных социокультурных изменений на территории округа и его узнаваемости за его пределами.
Научное сообщество к началу XXI в. накопило объёмный банк данных различных сведений (лингвистических, этнонимических, этногенетических, археологических), характеризующих коренные народы ХМАО. Однако нередко эти данные известны только в узкой научной среде. Популяризация и пропаганда добытой научной информации среди широкой общественности (прежде всего, молодежных групп разных культур, но также и среди учителей, краеведов, национальной хантыйской и мансийской интеллигенции, этнолидеров и др.) позволит распространить и укоренить сведения, добытые представителями разных наук. При этом одежда, модные аксессуары могут быть прекрасными носителями (точнее, разносчиками!) научной информации; нанесенная на одежду и украшения, она вполне способна широко тиражироваться наравне с «бумажным носителем» (т.е. книгой).
Кроме того, модная коллекция будет содействовать созданию предпосылок для прогрессивных социокультурных изменений на территории округа и его узнаваемости за его пределами.
Цели
- Продвижение этнокультурных ценностей, сформированных в недрах традиционной культуры обских угров (народов ханты и манси), и историко-этнографической информации, накопленной исследователями этих народов (этнографами, археологами, лингвистами, генетиками), в полинациональную подростковую и молодёжную среду путем создания капсульных коллекций костюмов и аксессуаров в современном дизайне. Презентация коллекции в школах , ВУЗах и учреждениях культуры, на территории округа и за его приделами.
Задачи
- Задача 1: Разработать концепцию коллекции с учетом современных тенденций моды, привлекая научную информацию по истории и культуре народов севера , используя элементы традиционных технологий в одежде обских угров.
- Задача 2: Создать научную базу данных, где будет сосредоточена научная информация об обских уграх (их особом языке, генетическом коде (т.е. информация о гаплогруппах), и знаковых элементах этнографической повседневности), а также сведения о духовных ценностях этих народов.
- Задача 3: Разработать макеты принтов для нанесения печати на текстиль с целью трансляции ценностей хантыйской культуры и научной информации.
- Задача 4: создать капсульную коллекцию ( конфекционная карта; эскизы костюмов и аксессуаров; разработка лекал на основе традиционного кроя; разработать технологическую карту обработки всех изделий коллекции), в которой соединить традиционные обско-угорские технологии и современные тенденции моды.
- Задача 5: организовать изготовление (пошив) капсульной коллекции. создание целостного образа (этно look).
- Задача 6: Презентация созданных капсульных коллекций на различных культурных площадках города в форме: выставки; дефиле; перформанса; театрализованного показа в рамках музейных экспозиций; трансляция дефиле на ОТРК Югра, ОТРК Югория.