Дорогой народных традиций

Реализуется
Сроки реализации 01.03.2024 - 30.09.2024
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
917 242 руб.
Размер гранта
246 380 руб.
Cофинансирование
670 862 руб.

География проекта

Проект будет реализован в подготовительной группе А Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок».

Целевые аудитории

- Дети и подростки; - Малоимущие семьи; - Многодетные семьи; - Семьи.

Описание проекта

Проект «Дорогой народных традиций» подразумевает проведение реконструкции народных праздников «Масленица» и «Сабантуй». Городское поселение Пойковский - многонациональный населенный пунк. В нашем детском саду ребята посещающие детский сад из семей татар, башкир, узбеков, таджиков, чечен и многие другие. В подготовительной группе, где планируется реализация проекта, в большенстве своем дети русской, татарской и башкирской национальности ( русских -54%, татар -   29%, башкир - 17%). И в связи с этим и появилась идея проведения именно народных праздников этих национальностей.  Праздники “Масленица” и “Сабантуй” наиболее яркие, значимые, и с легкостью воспримутся детьми. Реконструкция праздников пройдет в соответсвии с народным календарем, а именно “Масленица” в период 11-17 марта 2024г., “Сабантуй” в завершении полевых работ - конец июня. Непосредственно в реконструкции праздников примут участие дети подготовительной группы детского сада “Теремок”.  Совместно с родителями и педагогами, при участии проектной команды, в предверии мероприятия пройдет ряд образовательных встреч, на которых дошкольники познакомятся с историей, обычаеми и традициями проведения праздников. Специалисты дополнительного образования детского сада “Теремок” проведут для воспитанников: мастер-классы по изготовлению атрибутов праздников  - расшитые полотенца, сувениры для “приношения”, а папы изготовят - игрушки-лошадки для проведения “Скачек”, а также на игровых сеансах познакомимся с традиционными играми: Борьба Куреш, Бег с коромыслом, Бои мешками на бревне, Заезды на лошадях, разучим с детьми народные  танцы и песни, хороводы. Вся предварительная работа позволит прочувствовать праздник, что называется “извнутри”. После написания проектной командой сценариев реконструкции праздников - пройдет распределение ролей среди детей и взрослых (родителей). Каждый ребенок в каждом из мероприятий получит определенную роль, которая наиболее подходит для него. Во время репетиций дети запоминают свои слова, свои действия, повторяют движения в танцах и хороводах. Непосредственно на самих реконструкциях, зрителями всего действа будут воспитанники детского сада “Теремок”, которые собирутся на украшенной площадке, на территории учреждения.   Во время реконструкции данных праздников будет производиться видеосъемка, для дальнейшего тиражирования опыта, а также видеозапись может выступать, как дидактический материал для ознакомления дошкольников с народными традициями.

Обоснование социальной значимости

В  современных  условиях  культурного  кризиса,  возникает серьёзная  задача  –  сохранение  национального культурного наследия и традиций наших предков.  Традиция  –  это  явление,  изначально  присущее  человеку  с момента появления его на свет. Традиция означает  переход от  старших  к  младшим,  от  поколения  к поколению, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи,традиции.  В  образах  праздника передается  информация  о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна.   С  давних  времен  люди  ощущали  себя  частью  природы, чувствовали  себя  участниками  природных событий,  будь  то движение солнца или вызревание колоса. А одним из способов этого  участия  и  были календарные  народные  праздники. В период с 01.04.2023 по 30.04.2023 года проектная команда провела социальный опрос среди родителей и педагогов ДОУ «Теремок» с целью определения общественной значимости реконструкции народных праздников, в котором приняли 125 респондентов из числа целевой аудитории. В опросе обозначено 3 вопроса:  1. Целесообразно ли знакомить детей старшего дошкольного возраста с национальными народными праздниками?  2. Считаете ли Вы актуальной инициативой проведения реконструкции народных праздников на базе дошкольных учреждений?  3. Хотелось бы Вам (лично или Вашему ребенку) принять участие в реконструкции праздников? В опросе приняло участие 125 человек, в том числе 101 респондентов из числа родителей (законных представителей). По первому вопросу один человек сомневается в целесообразности знакомства старших дошкольников с традициями. 4% от числа опрошенных считают дошкольный возраст не подходящим для изучения данного вопроса в силу возраста детей, поясняя это сложным материалом для понимания детьми 5-7 лет. Но большинство респондентов (75,2 %) принимают данный вопрос к обязательному направлению в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.  По второму вопросу большинство человек (80,8%) поддерживают инициативу, однако 14,4% из них, не считают целесообразным. Остальные 4,8 % затрудняются ответить на вопрос.  По третьему вопросу лишь 5,6 % отказались принять участие в мероприятиях, а 94,4 % подтвердили свою заинтересованность в подобных мероприятиях, Проанализировав результаты опроса, пришли к выводу, что инициатива проведения реконструкции праздников актуальна и поддерживается общественным мнением - целевой аудиторией проекта. В наше время  очень важно знать свою культуру.  Нельзя не согласиться с  словами фольклориста Ольги Антиповой: « Богатые народные песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении.       Забывая эти  традиции, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы, чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей»  Сейчас стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в нас в  детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент будущего. Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, отреставрировать его и отобрать всё самое лучшее, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием. Поэтому в нашем проекте «Дорогою народных традиций» мы постараемся максимально приблизиться к народным праздникам, попытаемся передать их прелесть проникнуть в таинство.

Цели

Возрождение и сохранение традиционной культуры русского и татаро-башкирского народа, посредством реконструкции народных праздников «Масленица» и «Сабантуй» с непосредственным участием дошкольников 6-7 лет.

Задачи

1. Осуществить информационное обеспечение проекта. 

2.  Вовлечь детей 6-7 летв реализацию проекта, посредством непосредственного участия в подготовке и проведения реконструкций народных праздников.

3. Создать условия для проведения мероприятий. 

4. Разработать методического обеспечения мероприятий в рамках проекта. 

5. Организовать и провести мероприятия. 

6. Подвести итоги, составить отчет.

Команда

`