ЭКРАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ: использование робота - телеприсутствия для успешной социализации детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ, по состоянию здоровья временно...

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.04.2023 - 31.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 762 473 руб.
Размер гранта
2 489 899 руб.
Cофинансирование
2 272 574 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дети города Нягани, в возрасте от 5 лет до 11 лет имеющих статус "ребенок-инвалид", получающие образование на дому
  2. дети города Нягани, в возрасте от 5 лет до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому
  3. семьи города Нягани, воспитывающие детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья возрасте от 5 лет до 11 лет, получающих образование на дому

Описание проекта

С каждым годом в городе Нягань, увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ и/или ребенок-инвалид. Среди этого числа есть те дети, которые не имеют возможности посещать образовательные организации ежедневно, чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания, а также, в случае, когда ребенку необходима операция или длительный реабилитационный период, детей с такими проблемами переводят на домашнее обучение. Домашнее обучение предполагает, что ребенок может иногда посещать ОО, но систематически учиться не в состоянии. Ребенок, который получает образование на дому сталкивается с проблемами: недостаток общения со сверстниками и взрослыми; ограниченная подвижность, нарушение связи с окружающей средой; недостижимости ряда культурных ценностей, образования, нарушается связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. А ведь ребёнок, обучающийся на дому, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей. Проект предназначен для решения сложной проблемы социализации детей в возрасте от 5до11 лет, которые получают образование на дому. В рамках реализации проекта в городе Нягань будут созданы эффективные условия для социализации детей, не имеющих возможности систематически посещать детский сад или школу посредством использования в образовательном процессе роботов телеприсутствия. В рамках реализации проекта будет организовано материально-техническое и информационное сопровождение образования с помощью роботов телеприсутсвия, также, будет организована система подготовки педагогов к использованию роботов телеприсутствия на учебных и/или коррекционно-развивающих занятиях. В проекте примут участие не менее 10 детей с "особыми" образовательными потребностями в возрасте от 5 до 11 лет, обучающиеся на дому. Для каждого ребёнка будет разработана индивидуальная программа сопровождения. Каждому из них будет выдан персональный планшет, с помощью которого он сможет подключаться к роботу-телеприсутствия, находящемуся в классе (группе), в контингенте которого состоит ребенок. Робот, в удобное для ребенка время, предоставит возможность перемещаться по заданной территории, вступать в диалоги с другими детьми, может подъехать и рассмотреть интересующий предмет и т.д. Педагогов, подготовят к использованию роботов телеприсутствия на учебных и/или коррекционно-развивающих занятиях посредством курсов повышения квалификации. По мере необходимости роботов педагог будет транспортировать из кабинета в кабинет (в зависимости от программы мероприятий). По результатам реализации проекта не менее 10 детей получат возможность социально адаптироваться в среде своих сверстников и получать полноценные знания, находясь дома или проходя лечение в палате больницы; 10 педагогов получат возможность повышения профессиональных навыков, знаний и компетенции в области основ робототехники.

Обоснование социальной значимости

В России в настоящее время насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ, из них около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам и ещё около 500 тыс. имеют иные проблемы со здоровьем, которые не позволяют им регулярно посещать занятия в садах и школах (https://scienceforum.ru/2013/article/2013003849). В 2018 году Фондом "Национальные ресурсы образования" совместно с экспертами Народного фронта был проведен опрос более 700 родителей детей с инвалидностью, по данным результатов которого -26% детей обучаются на дому, а значит исключены из общего процесса социализации (https://nro.center/wp-content/uploads/2020/07/broshjura_dostupnost-obrazovanija-dlja-detej-invalidov_itog.pdf). По данным публичного доклада Комитета образования и науки Администрации города Нягань в 2021 учебном году на базе ОО образование получают 280 детей-инвалидов и/или с ОВЗ: 108 обучаются в школе, из них 16 детей обучаются индивидуально на дому, 2 детей получают образование с применением ДОТ; детский сады посещает 118 детей с ОВЗ и 54 ребенка-инвалида, из них 2 обучаются индивидуально на дому. В мае 2022 специалисты АНО "СоДействие" провели опрос среди родителей детей с инвалидностью, обучающихся на дому, цель опроса: определить каких условий не хватает ребенку для получения качественного образования. Результаты опроса определили, что 5 (28%) из 18 родителей положительно оценивают возможность обучения на дому, считают, что совместное обучение навредит детям, 3 (16%) семьи считают, что детям нет необходимости получать образование на дому, будет лучше, если ребенок самостоятельно или при помощи других лиц будет посещать школу наравне с другими детьми, и 10 (55%) семей считают, что детям, которые не могут выходить за пределы палаты или собственной комнаты из-за состояния здоровья, обучение на дому является единственно возможным, а значит важным вариантом, но при этом необходима возможность общаться с другими детьми, иначе дети замыкаются в себе, потому что при надомном обучении практически полностью исключается социализация. К сожалению, физически мы не можем предоставить всем детям свободу перемещения по школьным классам и коридорам, прежде всего из-за особенностей протекающего заболевания у ребенка. Возникает проблема: как участвовать в учебном процессе, не выходя из дома или больницы. Проблема решается с помощью робота телеприсутствия. Ребенок, находясь дома, может подключиться к роботу в школе или детском саду. После этого робот становится его «аватаром», который может присутствовать на уроке, слушать и конспектировать задания, смотреть на опыты на уроках природоведения, отвечать на вопросы преподавателя, выполнять контрольные работы. Письменные работы ученик может фотографировать и сразу же отправлять преподавателю для проверки. Робот размещается в одном из классов (групп) начальной школы. Во время урока (занятия) робот стоит за партой, но по приглашению педагога может «выходить» к доске. Во время перемен такой «аватар» может передвигаться по коридору, подъезжать к друзьям, общаться с ними «глаза в глаза». Возможность настоящего общения поддерживает моральный дух удаленного ученика, он не чувствует себя социально изолированным. Более того, он чувствует себя героем, потому что не все в классе имеют своего "аватара". Робот телеприсутствия отличается от обычной видеосвязи наличием колес, т.е. возможностью передвижения. Это позволяет ученику переезжать из помещения в помещение, менять ракурс, под которым он видит доску и преподавателя, выбирать подходящее место в классе, «смотреть в глаза» ученикам и преподавателю. Управление роботом легко осваивается детьми. Это полное удаленное присутствие, со всеми связанными с ним ощущениями и эмоциями, с передачей сигналов всех органов чувств. Робот, который обеспечивает только телеуправляемую видео и аудио связь, физически передает только звук и видео, но психологически достигается гораздо более сильный эффект – робот позволяет ребенку видеть мимику, жесты, выражение глаз, изменение обстановки, движение людей и ощущать передвижение самого себя. Роботы телеприсутствия по своей цели направлены на повышение уровня социализации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В.В. Путин на Заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, четко обозначил «Наша задача - сформировать по настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ОВЗ. Необходимо в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного обучения» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001). Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью, поэтому, необходимо создать все необходимые условия для успешной социализации детей, вынужденных получать образование на дому. Ведь сегодняшний ребенок-это завтра успешный взрослый.

Цели

  1. создание эффективных условий, обеспечивающих социализацию детей - инвалидов и/или с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 11 лет, проживающих в городе Нягань, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому , в том числе через использование роботов - телеприсутствия

Задачи

  1. Организовать пространство для обеспечения доступности образовательной среды для использования роботов-телеприсутствия
  2. Обучить специалистов использованию роботов телеприсутствия в процессе учебных, воспитательных и/или коррекционно-развивающих занятий
  3. Реализовать комплексную программу "Успешная социализация", для детей от 5 лет до 11 лет имеющих статус "ребенок с ОВЗ" и/или "ребенок-инвалид", получающих образование на дому, через использование роботов телеприсутствия
  4. Провести общественно - информационную кампанию по распространению опыта использования роботов-телеприсутвия с целью успешной социализации детей, обучающихся на дому. Провести анализ результатов работы в рамках реализации проекта

Похожие проекты

"Клуб путешественников"

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Сургутский район, Сургут
990 190 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
МОО НОВАЯ ЖИЗНЬ
Владислав Б.

Инклюзивный клуб "Ключ к возрождению радости"

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
464 139 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
КОНДИНСКИЙ СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ
Татьяна С.
Михаил Е.
+8

Серебряная прядь

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Ханты-Мансийский район
969 800 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
АНО ХМР СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЗРАСТ

Женское движение Свет надежды

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Сургутский район, Сургут
435 140 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
АНО ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
Галина Е.
`