Эсский перстень - больше, чем легенда
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Жители города Югорска, заинтересованные в поиске новых символов и смыслов для развития креативной городской среды и формирования локальной идентичности.
Описание проекта
Основная идея проекта заключена в поиске уникального культурного бренда города Югорска. В качестве ресурса, в котором находятся нужные образы, символы и архетипы, мы рассматриваем фонд городского Музея истории и этнографии. Чтобы музейные предметы стали эффективными инструментами привлечения внимания к городу, необходимо поднять общественный интерес к знаковым историческим событиям и образам, создать городские легенды и новые символы. Проект призван повысить уровень исторических знаний и интерес горожан к региональной истории. Проект станет отправной точкой для развития креативных практик «оживления» уникального регионального историко-культурного наследия и позволит увидеть перспективу его использования для культурного, социального и экономического развития Югорска.
В фокусе проекта раритетные музейные экспонаты и, прежде всего, перстень-печатка конца XV –начала XVI вв., найденный при археологических раскопках могильника Эсский остров в 20 км от г. Югорска.
Для повышения уровня знаний жителей Югорска о древней региональной истории в рамках проекта планируется:
модернизировать раздел музейной экспозиции "Югорские древности", внести изменения в художественное решение экспозиции, применить современные технологии для представления археологических раритетов;
провести в обновленной экспозиции серию авторские экскурсии специалиста-археолога;
подготовить 5 научно-популярных исторических очерков о событиях и героях древней югорской истории, опубликовать их в газете «Югорский вестник», в том числе, в ее электронной версии и на Интернет ресурсах партнеров проекта.
Для развития познавательного интереса жителей города к историческому наследию будет изготовлен и установлен на примузейной площади арт-объект, представляющий собой увеличенную реплику перстня-печатки из могильника Эсский остров.
Для жителей города Югорска, заинтересованных в поиске новых символов и смыслов для развития креативной городской среды, будет проведен конкурс эскизов городских арт-объектов и сувениров, разработанных с использованием образов историко-культурного наследия.
Лучшие конкурсные работы будут представлены на выставке в Музее истории и этнографии, их авторы будут награждены специально созданными сувенирами по мотивам предметов из собрания югорского Музея.
Обоснование социальной значимости
В 2018 году региональное Правительство утвердило Концепцию развития территориального маркетинга и брендинга в ХМАО – Югре, которая направлена на формирование уникального имиджа региона как современной и комфортной территории для проживания, бизнеса, инвестиций. Важная задача на этом пути — создание визуального образа региона и составляющих его территорий. В феврале 2019 года администрация Югорска разработала план первоочередных мероприятий по развитию брендинга и маркетинга города. К сожалению, качественных изменений в развитии брендинга до сегодняшнего дня не наблюдается. В городе уделяется внимание созданию комфортной городской среды, но локального смысла эти пространства не приобретают. Несколько лет назад в Югорске были организованы два арт-пространства: сквер «Юбилейный» украсили десятки конструкций из металла на тему «Семья и любовь», в парке «Лукоморье» появились сказочные скульптуры. По форме и технике исполнения они, безусловно, оригинальны, но не выделяются содержательной и смысловой уникальностью. Придать уникальность городской среде Югорска могли бы объекты, использующие образы и смыслы регионального историко-культурного наследия.
Ключевым предметом, вокруг которого разворачивается проект, является перстень-печатка, найденный при раскопках некрополя конца XV –начала XVI вв. на Эсском острове в 20 км от нынешнего города Югорска. На сердцевидном щитке изображена процедура шерти — мирной клятвы, описанной в Вымско-Вычегодской летописи. Вероятно, что данный перстень после скрепления мирного договора между пелымскими князьями и представителями Московского князя Ивана III был вручен одному из пелымских князей, с которым тот и был похоронен. Исторически не исключено, и наш проект поддерживает эту легенду, что эсский перстень, принадлежал пелымскому князю Асыке, получившему сегодня широкую известность, благодаря блокбастеру «Сердце Пармы» по одноименному роману Алексея Иванова.
Создание арт-объекта в виде реального исторического предмета, доказывающего, что территория, где расположен наш город, первой в Югре, еще за 100 лет до официального присоединения Сибири, попала в сферу влияния русского мира, актуально с связи с масштабным городским туристическим проектом «Ворота в Югру», который позиционирует Югорск как отправную точку в путешествиях по Югре. Уникальный объект будет выгодно и ярко отличать наш город от других территорий и послужит развитию туристической сферы Югорска и Югры в целом.
Цели
- Продвижение среди населения города Югорска креативных идей использования историко-культурного наследия для создания новых городских символов и смыслов, для культурного, социального и экономического развития города.
Задачи
- Повысить уровень знаний жителей города Югорска о древней региональной истории
- Развить познавательный интерес жителей города к историческому наследию за счет представления объектов наследия во внемузейном пространстве