«Этнографический музей под открытым небом «Частица Югры»

Подробнее
География проекта
Целевые аудитории

География проекта

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Тюменская область, город Покачи

Целевые аудитории

Воспитанники, родители, педагоги МАДОУ ДСКВ «Солнышко», коренные жители (ханты), социальные партнёры, жители города

Описание проекта

Аннотация. 

Если не мы, то кто же 

Детям нашим поможет 

Север полюбить и узнать. 

Как важно – не опоздать! 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной дошкольной образовательной организации. Основанием для разработки проекта служат: 

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 

2. Национальная доктрина образования в РФ» от 04.10.2000, № 751. 

3. распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 

5. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 

В современной России проводится государственная политика культурного плюрализма, основанная на принципах равноправия и свободы в национально-этническом, культурном самоопределении народов, сохранения целостности и укрепления единства многонационального государства. Эти важнейшие принципы лежат в основе культурной политики государства, реализация которых начинается с первой ступени образования – с дошкольных учреждений. 

Проектная деятельность «Частица Югры» предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством введения ребенка в мир народной культуры и быта ханты и манси. Вид проекта: педагогический (социально-образовательный) Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), педагоги и воспитатели МАДОУ ДСКВ «Солнышко», коренные жители (ханты), социальные партнёры и жители города. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси? 

Предполагаемый результат: 

Дети: обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры народов Югры. Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО. 

Родители: раскрытие творческих способностей в семье. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка. Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них. 

Педагоги и воспитатели: повышение интереса к осуществлению инновационной деятельности, росту компетентности, росту уровня профессиональных навыков и умений, творческому росту. 

Гипотеза проекта: приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие. 

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в выработке инновационных подходов по приобщению дошкольников к культурно-историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси), природному и культурному окружению. В условиях ДОУ. Совместная поисково-исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории коренных народов Югры, их национальных особенностей, создание видеороликов, презентаций на данную тему обеспечивает активное участие в проекте, способствует формированию патриотизма, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. 

Инновация проекта: Создание музея «Частица Югры» под открытым небом на территории МАДОУ ДСКВ «Солнышко» по знакомству с культурно-историческим духовным наследием коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси, лесные ненцы), природным и культурным окружением. 

Актуальность проекта: Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – удивительный, многонациональный, толерантный округ. Здесь уважают и чтят традиции коренных народов ханты и манси. У них свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. 

К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Мы должны знать истории своего края, а так же традиции и обычаи своего народа. Поэтому для проекта я выбрала тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. 

Проблема нравственно-патриотического воспитания является одной из важнейших для системы образования всего полиэтнического пространства России. Реализация национально-культурной политики в сфере образования необходима для профилактики возникновения конфликтов на этнической почве, утраты традиционно российского интернационального патриотического сознания, потери исторических и нравственно-культурных достижений России. На всех этапах своего развития, российская государственность нуждается в идеологии, ориентированной не только на общечеловеческие ценности, но и на интернациональный патриотизм своих граждан. 

Конечно же, воспитание этнической толерантности должно начинаться с самого раннего возраста. Раннее детство ребёнка должно включить такие механизмы социализации, которые впоследствии обеспечат осознание себя, как гражданина многонациональной России. В условиях современного развития общества идея интернационального патриотизма и культурного плюрализма может и должна стать тем стержнем, который будет в дальнейшем определять высокие, социально значимые чувства, позиции, убеждения, устремления наших воспитанников. 

Перед дошкольной педагогикой в настоящее время встали новые проблемы нравственно-патриотического воспитания детей. Они нашли свое отражение в Концепции дошкольного воспитания, ориентированной на гуманизацию образования. В ней указывается, что у детей к старшему дошкольному возрасту должно быть сформировано ценностное отношение к действительности (к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни и деятельности, к самому себе). Ребенок в дошкольном возрасте приобретает основы личностной культуры, ее базис, «собственно человеческое начало в человеке, средоточие человеческих ценностей (красота, добро, истина и др.)». 

Современные исследования духовной культуры личности ребенка, затрагивают вопросы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением трудовой деятельности взрослых преимущественно в аспекте приобщения детей к традициям русского народа, и потому недостаточно представляют возможности для реализации национально - регионального компонента. 

Проблема социализации и коммуникации, являясь особо актуальной в настоящее время, находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание социальных этнокультурных компетенций ребенка совместно с семьей, на мой взгляд, позволит обеспечить восприятие детьми многообразия мира предметов в хантыйском этносе, накопление знаний о социальной, культурной, природной сфере жизнедеятельности коренного народа ХМАО-Югры. Накопление знаний это базовая составляющая проектирования, которая призвана обеспечить формирование желания самостоятельно применять полученные знания в доступной художественно-творческой деятельности, при активной поддержке родителей и родственников ребёнка. Вышеизложенные положения явились базисной основой в работе над проектом «Частица Югры». На мой взгляд, проектирование по данной теме должно быть направлено на создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей формированию нравственных ценностей и воспитанию гражданина и патриота многонациональной страны при условии деятельной поддержки со стороны родителей и других членов семьи ребёнка.

Обоснование социальной значимости

Современное образование требует приобщения воспитанников к национальной культуре с учетом общечеловеческих ценностей и мирового опыта. В МАДОУ ДСКВ «Солнышко» уже накоплен опыт использования в образовательном процессе этнокультурного компонента, обогащен содержательный аспект образовательной среды ДОО. 

На территории учреждения создан этнографический музей под открытым небом «Частица Югры», в наличии чум, лабаз, беседка. 

В условиях совершенствования образовательной среды появятся новые возможности для приобщения к национальной культуре коренных народов Севера. Город Покачи небольшой, он молодой и на его территории отсутствуют элементы национальных традиций, быта народа ханты. Дети не имеют возможности воочию наблюдать жизнь коренных народов в своем городе. Соответственно, создав образовательную среду на территории учреждения, у педагогов и воспитанников появляются большие возможности для изучения культуры, быта и традиций народа ханты. Проект может быть рекомендован для руководителей, педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций. Реализация проекта способствует созданию условий для организации работы по сохранению и знакомству с национальными традициями коренных народов Севера.

Цели

Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса для формирования разностороннней личности воспитанников и создание системы работы по этнокультурной компетентности педагогов, детей и родителей

Задачи

1. Создание комплекса условий для введения старших дошкольников в этнокультуру народа ханты и манси. 

2. Формирование у детей элементарных представлений о мифопоэтической картине мира в представлениях коренного народа ХМАО-Югра, способах художественного оформления быта 

3. Построение системы работы как целостного процесса передачи детям культурных ценностей и традиций народа ханты 

4. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности с детьми этнокультурной направленности и создание условий для формирования коммуникативных связей ДОО семьи 

5. Создание материально-технической базы для организации деятельности этнокультурных мероприятий, с сохранением национальной культуры народов ХМАО-Югры 

6. Воспитание патриотизма и экологической культуры воспитанников посредством вовлечения их в краеведческую, иссследовательскую деятельность, позволяющую им глубже понять самобытность культуры народов Севера 

7. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по использованию в работе этнокультурного компонента

Команда