«Этнографический музей под открытым небом «Частица Югры»
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Аннотация.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Север полюбить и узнать.
Как важно – не опоздать!
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной дошкольной образовательной организации. Основанием для разработки проекта служат:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Национальная доктрина образования в РФ» от 04.10.2000, № 751.
3. распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
5. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
В современной России проводится государственная политика культурного плюрализма, основанная на принципах равноправия и свободы в национально-этническом, культурном самоопределении народов, сохранения целостности и укрепления единства многонационального государства. Эти важнейшие принципы лежат в основе культурной политики государства, реализация которых начинается с первой ступени образования – с дошкольных учреждений.
Проектная деятельность «Частица Югры» предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством введения ребенка в мир народной культуры и быта ханты и манси. Вид проекта: педагогический (социально-образовательный) Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), педагоги и воспитатели МАДОУ ДСКВ «Солнышко», коренные жители (ханты), социальные партнёры и жители города. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?
Предполагаемый результат:
Дети: обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры народов Югры. Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Родители: раскрытие творческих способностей в семье. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка. Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
Педагоги и воспитатели: повышение интереса к осуществлению инновационной деятельности, росту компетентности, росту уровня профессиональных навыков и умений, творческому росту.
Гипотеза проекта: приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в выработке инновационных подходов по приобщению дошкольников к культурно-историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси), природному и культурному окружению. В условиях ДОУ. Совместная поисково-исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории коренных народов Югры, их национальных особенностей, создание видеороликов, презентаций на данную тему обеспечивает активное участие в проекте, способствует формированию патриотизма, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Инновация проекта: Создание музея «Частица Югры» под открытым небом на территории МАДОУ ДСКВ «Солнышко» по знакомству с культурно-историческим духовным наследием коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси, лесные ненцы), природным и культурным окружением.
Актуальность проекта: Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – удивительный, многонациональный, толерантный округ. Здесь уважают и чтят традиции коренных народов ханты и манси. У них свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Мы должны знать истории своего края, а так же традиции и обычаи своего народа. Поэтому для проекта я выбрала тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Проблема нравственно-патриотического воспитания является одной из важнейших для системы образования всего полиэтнического пространства России. Реализация национально-культурной политики в сфере образования необходима для профилактики возникновения конфликтов на этнической почве, утраты традиционно российского интернационального патриотического сознания, потери исторических и нравственно-культурных достижений России. На всех этапах своего развития, российская государственность нуждается в идеологии, ориентированной не только на общечеловеческие ценности, но и на интернациональный патриотизм своих граждан.
Конечно же, воспитание этнической толерантности должно начинаться с самого раннего возраста. Раннее детство ребёнка должно включить такие механизмы социализации, которые впоследствии обеспечат осознание себя, как гражданина многонациональной России. В условиях современного развития общества идея интернационального патриотизма и культурного плюрализма может и должна стать тем стержнем, который будет в дальнейшем определять высокие, социально значимые чувства, позиции, убеждения, устремления наших воспитанников.
Перед дошкольной педагогикой в настоящее время встали новые проблемы нравственно-патриотического воспитания детей. Они нашли свое отражение в Концепции дошкольного воспитания, ориентированной на гуманизацию образования. В ней указывается, что у детей к старшему дошкольному возрасту должно быть сформировано ценностное отношение к действительности (к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни и деятельности, к самому себе). Ребенок в дошкольном возрасте приобретает основы личностной культуры, ее базис, «собственно человеческое начало в человеке, средоточие человеческих ценностей (красота, добро, истина и др.)».
Современные исследования духовной культуры личности ребенка, затрагивают вопросы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением трудовой деятельности взрослых преимущественно в аспекте приобщения детей к традициям русского народа, и потому недостаточно представляют возможности для реализации национально - регионального компонента.
Проблема социализации и коммуникации, являясь особо актуальной в настоящее время, находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание социальных этнокультурных компетенций ребенка совместно с семьей, на мой взгляд, позволит обеспечить восприятие детьми многообразия мира предметов в хантыйском этносе, накопление знаний о социальной, культурной, природной сфере жизнедеятельности коренного народа ХМАО-Югры. Накопление знаний это базовая составляющая проектирования, которая призвана обеспечить формирование желания самостоятельно применять полученные знания в доступной художественно-творческой деятельности, при активной поддержке родителей и родственников ребёнка. Вышеизложенные положения явились базисной основой в работе над проектом «Частица Югры». На мой взгляд, проектирование по данной теме должно быть направлено на создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей формированию нравственных ценностей и воспитанию гражданина и патриота многонациональной страны при условии деятельной поддержки со стороны родителей и других членов семьи ребёнка.
Обоснование социальной значимости
Современное образование требует приобщения воспитанников к национальной культуре с учетом общечеловеческих ценностей и мирового опыта. В МАДОУ ДСКВ «Солнышко» уже накоплен опыт использования в образовательном процессе этнокультурного компонента, обогащен содержательный аспект образовательной среды ДОО.
На территории учреждения создан этнографический музей под открытым небом «Частица Югры», в наличии чум, лабаз, беседка.
В условиях совершенствования образовательной среды появятся новые возможности для приобщения к национальной культуре коренных народов Севера. Город Покачи небольшой, он молодой и на его территории отсутствуют элементы национальных традиций, быта народа ханты. Дети не имеют возможности воочию наблюдать жизнь коренных народов в своем городе. Соответственно, создав образовательную среду на территории учреждения, у педагогов и воспитанников появляются большие возможности для изучения культуры, быта и традиций народа ханты. Проект может быть рекомендован для руководителей, педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций. Реализация проекта способствует созданию условий для организации работы по сохранению и знакомству с национальными традициями коренных народов Севера.
Цели
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса для формирования разностороннней личности воспитанников и создание системы работы по этнокультурной компетентности педагогов, детей и родителей
Задачи
1. Создание комплекса условий для введения старших дошкольников в этнокультуру народа ханты и манси.
2. Формирование у детей элементарных представлений о мифопоэтической картине мира в представлениях коренного народа ХМАО-Югра, способах художественного оформления быта
3. Построение системы работы как целостного процесса передачи детям культурных ценностей и традиций народа ханты
4. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности с детьми этнокультурной направленности и создание условий для формирования коммуникативных связей ДОО семьи
5. Создание материально-технической базы для организации деятельности этнокультурных мероприятий, с сохранением национальной культуры народов ХМАО-Югры
6. Воспитание патриотизма и экологической культуры воспитанников посредством вовлечения их в краеведческую, иссследовательскую деятельность, позволяющую им глубже понять самобытность культуры народов Севера
7. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по использованию в работе этнокультурного компонента