ЭтноКод
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
Культурная идентичность в настоящее время упоминается как одна из важнейших основ формирования личности каждого человека, особенно молодёжи. Невозможно без выстраивания этой идентичности эффективно реагировать на новые глобальные вызовы и угрозы сегодняшнего дня. Именно пробуждению современного национального культурного кода посвящен наш проект. По данным Переписи населения 2021 года, 68% населения ХМАО составляют русские, но в городах Югры часто преобладает какой-то один этнос, таким образом, национальная культурная составляющая «зацикливается» только на них, что создает ограниченное представление о русской культуре и культуре других народов.Наша творческая концепция направлена на популяризацию традиционной русской культуры и духовно-нравственных ценностей, заложенных в ней, как основы самобытности Югры, и представляет собой синтез фольклорной традиции и современного театра. А итоговый продукт проекта – это русский менталитет, выраженный современным языком. Команда проекта в формате выездного лагеря разработает вместе с 20 участниками альтернативный городской праздник для молодёжи, через который осуществит погружение молодого поколения в русскую культуру и в хорошем смысле слова позволит «заразить» аудиторию темой проекта, поможет заинтересовать их нестандартным подходом к освоению этнографического материала, поможет выстроить межпоколенческий диалог, а также установить контакт с их ровесниками – зрителями постановки, которые станут эмоциональными соучастниками события. После завершения лагеря участники в течение года создадут праздник у себя на местах, имея на руках материалы и инструкции по его созданию. С молодыми людьми будет поддерживаться обратная связь в процессе этой работы. Таким образом мы создаем основу для так называемой «Народной драмы», то есть закладываем навыки по созданию музыки, драматургической основы, даём методики создания костюмов и декораций из подручных средств и получение опыта участников в организации традиционного праздника.Синтез фольклора с современным перформативным театром и личное участие в проекте помогут пробудить этнический код в молодом человеке, показать, что родная культуры уже есть в каждом из нас. Наш проект призван говорить с молодёжью на одном языке, транслировать и популяризировать подлинное нематериальное культурное наследие в доступной и привлекательной форме, понятной современной молодежи посредством постановки и показа спектакля, основанного на образцах аутентичного фольклора и обрядовом комплексе русских народных праздников летнего цикла (Троица, Иван Купала, День семьи, Петров день и др.). Уникальность творческой концепции проекта обусловлена тем, что в ХМАО не проходят спектакли, совмещающие аутентичное народное искусство и современный театр. Большая часть культурных событий ограничена стандартными формами фестивалей, народных гуляний или направлена на развитие национальных культур. Единственным аналогом мероприятия подобного формата является проект Фолк-кемп на Русском Севере.
Обоснование социальной значимости
Проведённый в 2021 году опрос ВЦИОМ показал, что 83% россиян согласились с тем, что политика государства в первую очередь должна быть направлена на сохранение и укрепление культурных традиций и традиционных духовных ценностей (https://clck.ru/3CBYae). Данная статистика позволяет сделать вывод, что взрослое общество сознает необходимость движения навстречу традициям, но значимой проблемой остается поиск современных форм подачи традиционной народной культуры, духовных ценностей молодёжи и подрастающему поколению в доступном для них формате, поскольку назидание редко срабатывает в данном вопросе. По оценкам молодёжи, народная культура (фольклор) в классическом виде трудна для восприятия и не заинтересовывает аудиторию. Результаты исследований показывают, что люди, которые не занимаются изучением народной культуры, не знают ничего о законодательстве в этой сфере и о формах и методах сохранения культурного наследия. 42% молодёжи признались, что не знают ничего народной культуре. Это свидетельствует о низком уровне культурного восприятия фольклора современной молодежью (https://clck.ru/3CBZsB). Команда проекта имеет огромный опыт в поиске форм подачи традиционной народной культуры молодёжи в доступном для них формате. Мы и сами являемся представителями молодёжи и знаем, чем можно заинтересовать. Исходя из нашего опыта, именно театрализация наиболее эффективный способ в короткие сроки достаточно погрузить молодого зрителя в завораживающую атмосферу мира народного искусства. Благодаря актуальным современным приемам работы с аудиторией мы даем им возможность почувствовать, что они не чужие в этом пространстве, что оно им знакомо, что с ними разговаривают не с точки зрения «ты ничего не знаешь о своей культуре и поэтому я сейчас научу тебя, двоечник», а с точки зрения «в тебе это уже есть, как и во мне, так давай вместе изучим новые интересные закоулки народной культуры, которые дремлют внутри каждого из нас!». Этнокод – это то, что живёт в каждом из нас!Сохранение и популяризация традиционной русской народной культуры как основы самобытности Югры – актуальная задача государственной и региональной политики, не последнюю роль в реализации которой играют образовательные учреждения. Эту задачу в ХМАО решают 3 филиала высших учебных заведений и 5 учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих этнокультурное образование и подготовку кадров в сфере народного искусства, культуры и креативных индустрий, в том числе Колледж русской культуры (https://www.znamenskol.ru), где обучаются не менее 200 студентов. Культурная инфраструктура постепенно развивается в столице региона: здесь функционируют государственные музеи, картинная галерея Фонда поколений, концертно-театральный центр, Центр культуры и народных ремесел, открытое пространство «Археопарк», проект «Юграфити» и проект «Стенограффия», а также выставки стрит-арта. Также Ханты-Мансийск уже несколько лет подряд принимает Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» (https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-kreativnyh-industriy-opyt-yugry). Однако вектор развития культуры практически не охватывает театральное и хореографическое направление, а острая нехватка репертуара для детей и молодежи в этих проектах и сферах – не только культурная, но и важная социальная проблема. Наша команда как раз нацелена на работу и создание контента и репертуара именно для молодёжи.Оживить интерес молодых людей к аутентичной русской культуре поможет, в первую очередь, обращение к механике погружения, которая всегда вызывает особый отклик у аудитории, делает фольклорный материал ближе к участнику, роднее для него. Особенности такого взаимодействия в рамках проекта поспособствуют в том числе знакомству с семейными, этническими, историческими традициями региона и страны в целом. Таким образом, косвенным эффектом работы проекта станет конструктивный диалог поколений. Также важно отметить, что в ходе реализации проекта участникам будут предоставлены ресурсы для дальнейшего изучения народной культуры (литературная подборка подлинных материалов, фото, видео, аудиоподборки и многое другое), а также даны методики для самостоятельной организации и подготовки театрализованных праздников у себя на местах.Проект «ЭтноКод» соответствует государственной программе «Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», которая имеет цель «Сохранение культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ и услуг для развития и реализации культурного и духовного потенциала жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».
Цели
Популяризация традиционной русской культуры и её духовно-нравственных ценностей на территории ХМАО-Югры через современные театрализованные формы (альтернативный театрализованный городской праздник для молодёжи) с помощью организации обучения 20 молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет в выездном лагере с. Тундрино и проведения показов театрализованного праздника в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте и с. Тундрино для 450 зрителей
Задачи
Организация информационной кампании проекта
Развитие творческих компетенций участников проекта и разработка театрализованного городского праздника
Организация гастролей с проведением показа постановки и подведение итогов