Эхо Ленинградской блокады. Память Югры

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.11.2023 - 31.03.2025
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 314 937 руб.
Размер гранта
2 831 737 руб.
Cофинансирование
483 200 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Жители Югры от 7 лет до "серебряного возраста"

Описание проекта

Проект посвящается 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 2024 г.) Он направлен на пропаганду дней воинской славы и памятных дат России, на продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей через культуру и креативные индустрии на основе цифровых технологий. Проект является развитием проекта «Грани Ленинградской блокады», но с большим упором на роль Югры в защите Ленинграда и помощи блокадникам. Название проекта отражает вклад жителей Югры в дело освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приём эвакуированных детей и семей ленинградцев в округе, увековечение и сохранение памяти об этих исторических событиях. Югорчане воевали на Ленинградском фронте, о чем сохранились архивные документы, дневники, воспоминания и военные письма. Согласно данным Госархива Югры, 127 уроженцев округа награждены медалью «За оборону Ленинграда», свыше 1200 детей в период блокады были эвакуированы из Ленинграда в Югру, в память об этом в Ханты-Мансийске установлен памятник «Жителям блокадного Ленинграда». В городах Югры работают общества жителей блокадного Ленинграда, члены обществ и их потомки регулярно принимают участие в мероприятиях, посвященных памятным датам. Важно отметить, что патриотизму нельзя научить, он взращивается из чувств, которые естественным образом заложены в человеке. Художественные произведения писателей и поэтов фронтовиков, посвященных войне и блокаде, наиболее сильно влияют на эмоции читателей и слушателей. Например, многочисленные факты, свидетельствующие о примерах мужества и героизма жителей блокадного Ленинграда, собранные в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина не просто несут в себе исторические знания, но и позволяют воздействовать на эмоциональный мир человека, особенно молодого, сформировать чувство гордости за своих соотечественников, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны и малой родины, чувство ответственности за сегодняшний день. В рамках проекта будет создана Виртуальная выставка архивных документов Югры, организованы акции памяти, онлайн-уроки мужества о блокаде и обороне Ленинграда с участием музеев, библиотек, архивов (в т.ч. СПб) для широкой аудитории на базе образовательной платформы «Сферум» и с использованием результатов предыдущих проектов АНО «ЦТЭД»: Виртуальной выставки «Люди хотят знать. История Блокадной книги», Цифрового сборника воспоминаний, военных писем фронтовиков и блокадников - жителей югорской земли. Кроме того, будет организована Цифровая викторина на знание исторических событий Ленинградской блокады, Цифровой конкурс чтецов на основе произведений российских и югорских авторов о блокаде. По итогам конкурса будет сформирован цифровой аудиоролик лучших творческих работ и организована Акция «Читающий автобус «Ленинград-Югра» - трансляция аудиоролика в городских автобусах Югры ко Дню победы 9 мая 2024 г. Планируется Интернет-конференция «Блокада и оборона Ленинграда» и «Интернет-встреча блокадников и их потомков» совместно с СПб и Кыргызстаном.

Обоснование социальной значимости

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – священная дата для нашего народа. Это результат героических усилий всего советского народа. В рамках проекта у целевой аудитории появится возможность оценить вклад жителей Югры в эти исторические события. Формирование знаний о героических событиях Ленинградской блокады сегодня является одним из важнейших аспектов патриотического воспитания. Сохранение памяти с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне. Свидетелей защиты и блокады Ленинграда остается все меньше. Художественно документальные свидетельства очевидцев на основе воспоминаний блокадников, военных писем, дневников, архивных документов, в том числе «Блокадной книги» А.Адамовича и Д. Гранина способствуют формированию таких духовно-нравственных ценностей, как любовь к Родине, гордость героическим прошлым, уважение к подвигу предков и готовность следовать их примеру. По данным ВЦИОМ «Патриотизм: мониторинг» от 28 марта 2023 года 48% наших сограждан считают, что «быть патриотом» – значит работать и действовать во благо/ для процветания страны; 38% выбрали вариант «защищать свою страну от любых нападок и обвинений». Словосочетание «любить свою родину» ассоциируется у россиян с любовью к семье (16%), а 15% сопоставили это с местом рождения, родным краем, каждый десятый связывает любовь к Родине с любовью к людям и взаимопомощью. https://wciom.ru/expertise/patriotizm-monitoring .Социологическая оценка уровня патриотизма по данным доклада «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в ХМАО-Югре» за 2020 год показала, испытывают чувство гордости за страну 48,2% молодежи https://www.dumahmao.ru/povest/povest_4106_4/14/3.pdf. Близкую картину показало и исследование, проведенное в Югре на основе анализа данных по результатам реализации программ гражданско-патриотического воспитания. Значительная часть жителей округа затруднились с ответом на вопрос - является ли он (она) патриотом и воспринимает патриотизм как ответственность за свою Родину. По итогам исследования был сделан вывод, что ощущение причастности к происходящему в стране, регионе проявляется редко https://docs.cntd.ru/document/411717612. Актуальность проекта подтверждается и созданием межведомственной комиссии по историческому просвещению и проведению историко-культурных акций, связанных с памятными датами России и историческими событиями.К 2025 году 25% граждан РФ должно быть вовлечено в систему патриотического воспитания.

Цели

  1. Проведение историко-культурных акций и мероприятий, связанных с Днем воинской славы России - Днем снятия блокады города Ленинграда, продвижение через культуру и образовательные проекты с использованием цифровых технологий традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение исторической памяти, повышение уровня знаний жителей Югры о блокаде Ленинграда, о вкладе округа в оказании помощи блокадникам, популяризация истории героической обороны осажденного города с участием югорчан для патриотического воспитания молодежи.

Задачи

  1. Проведение организационных и тематических мероприятий по проекту, направленных на популяризацию памятных дат и дней воинской славы России, на укрепление духовно-нравственных ценностей для патриотического воспитания жителей Югры через культуру и креативные индустрии на основе цифровых технологий
  2. Организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний о героических событиях Ленинградской блокады, конкретизацию исторической памяти, увековечение и сохранение памяти о блокаде и обороне Ленинграда с учетом вклада Югры на основе воспоминаний блокадников и защитников осажденного города, их писем, дневников, а также архивных документов
  3. Пропаганда и популяризация патриотических ценностей на основе творческого наследия Д. Гранина, военных произведений российских и югорских авторов, воспоминаний, военных писем фронтовиков и блокадников - жителей югорской земли для патриотического воспитания жителей Югры
  4. Организация итогового Круглого стола в онлайн формате по результатам проекта
  5. Организация информационного сопровождения проекта