Фестиваль БЕРЕСТЫ "Касум мув ханшанг тунты ( казымской земли орнаментированная береста)"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.11.2023 - 31.10.2024
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 263 700 руб.
Размер гранта
888 700 руб.
Cофинансирование
375 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. девушки и женщины от 16 лет Белоярского района
  2. мастера народных художественных промыслов
  3. жители Белоярского района, интересующиеся традиционной культурой.
  4. дети и подростки села Казым

Описание проекта

Проект направлен на сохранение традиционного вида искусства обских угров – изготовление берестяных изделий и их орнаментации.
Среди казымских хантов изделия из бересты в прошлом широко распространенное явление. У них сложился определенный набор типовых изделий соответствующего размера и формы, в орнаментации которых преобладают стилизованные изображения окружающего мира, выполненные в криволинейном стиле. Каждый предмет, изготовленный мастерицами по бересте, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.
Сейчас в наше время исчезает, теряется традиционный уклад жизни, технология изготовления изделия из бересты находятся под угрозой. Технологии изготовления казымской бересты внесены в Реестр НЕМАТЕРИАЛЬНОГО Культурного наследия ХМАО-Югры, который создан Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26 сентября 2013 года № 392-п . https://ugra-nasledie.ru/about/information/index.php?sphrase_id=7423
В рамках проекта планируем обратить внимание на популяризацию и сохранение разных ЛОКАЛЬНЫХ особенностей изготовления изделий обских угров. В каждой территориальной группе свои нормы, своя эстетика, свой набор воспетых эталонных изделий, поэтому традиции разных групп редко смешивались друг с другом. Молданова Т.А. пишет в статье «Изделия народного искусства обских угров: степень сохранности на современном этапе» : "Каждый тип изделия в конкретной локальной группе имеет стойкий фольклорный оборот, например, у казымских хантов: «Хориен хəхӆум ханшӑӈ сах, воиен хəхӆум ханшӑӈ сах» ‘«Оленями избеганный стал узорным сах, животными избеганный стал узорный сах»’, «Сакӑӈа овпийə кӑт ям нир» ‘«С бисерными краями два славных нира»’ и т.д. Это некие канонизированные образы вещей для данной локальной группы, типовая форма, поэтому их крой и топография узоров на изделии весьма консервативны"
В рамках проекта планируется сформировать фонд образцов традиционных изделий разных групп обских угров: казымской, ваховской, юганской, аганской бересты, бересты сосьвинских манси. Фонд будет использоваться в дальнейшем для проведения обучающих семинаров. С выставкой и экскурсионной программой планируется объехать все населенные пункты Белоярского района. Планируем провести Фестиваль Бересты, пригласить мастеров из разных регионов, провести обмен опытом по сохранению традиционного искусства, конференцию. На Фестивале планируем организовать выставку изделий разных локальных групп, мастер-классы по изготовлению разных типов изделий .
Теоретическую часть проведет этнограф, кандидат исторических наук, Молданова Татьяна Александровна. Она написала более 100 статей по этнографии и защитила диссертацию по теме орнаментации изделий. К практической части семинара будет привлечен народный мастер России Ерныхова Аксинья Григорьевна. На деньги гранта планируется сформировать фонд изделий, оплату дороги и услуг мастеров и этнографов. Планируется закупить мебель для мастер-классов и выставки , выпустить каталог изделий.

Обоснование социальной значимости

Искусство обско-угорских народов -живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Сегодня остро стоит проблема сохранения народного искусства.
Традиционная культура демонстрировала эталонные изделия, высшую степень мастерства. В научной статье Молдановой Т.А, кандидата исторических наук, отмечается, что места традиционного проживания обских угров - это своеобразные музеи вещей. Действительно, изделия никогда не уничтожались физически, им предоставлялось право естественным образом стареть, «умирать». Молданова Т.А. в своей статье «Изделия народного искусства обских угров: степень сохранности на современном этапе» https://cyberleninka.ru/article/n/izdeliya-narodnogo-iskusstva-obskih-ugrov-stepen-sohrannosti-na-sovremennom-etape/viewer делает следующие выводы: «можно констатировать, что народное искусство обских угров, как и культура в целом, в очередной раз попала под пресс истории: борьба с религией, нефтяная экспансия, а теперь туристический рынок, требующий зрелищности, экзотики. В условиях городской среды произошла подмена народного искусства сувенирной продукцией. В масштабе округа искусство потребляется, но не воспроизводится. Отсутствие квалифицированных специалистов в области народного искусства обских угров в этих условиях ведет к потере ориентиров народными мастерами. Подлинное искусство воссоздается только на сохранившихся островках традиционной жизни, прежде всего, связанных с оленеводством, что еще раз показывает, что народное искусство архаично, и, следовательно, неотделимо от фольклорных традиций и языка»
Казым – является именно таким островком культуры, где еще хоть в небольшой степени, но сохраняется традиционный уклад жизни, язык, фольклор, ремесла. Результаты опроса мастериц с. Казыма (19 респондентов) показывают, что 95 % работали с берестой, и все 100% хотели бы продолжить обучение, оттачивать мастерство. Мастерицы готовы уже осваивать наиболее сложные техники – колыбель, шкатулку с крышкой, хинт.
Таким образом, после реализации проекта будут частично решены важнейшие проблемы – сохранение традиционного искусства, изготовление предметов традиционного искусства как важный этап сохранения локальной группы и в целом коренного народа Югры.

Цели

  1. Сохранение традиционных видов ремесел обских угров, их локальных вариантов через организацию Фестиваля и серии выставок и мастер-классов в разных населенных пунктах Белоярского района

Задачи

  1. Сформировать ФОНД образцов традиционного искусствах групп обских угров, организовать выставки и экскурсии в разных населенных пунктах Югры
  2. Обучить мастериц навыкам изготовления берестяных изделий, повысить уровень мастерства
  3. Составить программу сохранения декоративно-прикладного искусства разных локальных групп