Фестиваль дружбы народов как средство воспитания межкультурной толерантности школьников
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Фестиваль дружбы народов - мероприятие, которое проводится в школе с 2013 года. Мероприятие ежегодно вызывает большой интерес среди педагогов, обучающихся и родителей. К нему готовятся заранее, участвуют классами, семьями. В рамках Фестиваля проводятся смотры классных коллективов и исполнителей.
Классные коллективы выбирают для участия в Фестивале любую из стран бывшего СССР и субъектов Российской Федерации (Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Абхазия, Армения, Казахстан, Молдова, Татарстан, Башкирия, Киргизия, Туркменистан, Азербайджан, Дагестан, народности ханты и манси, Калмыкия и т.д.).
В рамках Фестиваля проводятся следующие мероприятия:
-• Конкурс рисунков «Земля народами полна» (1 классы)
- Конкурс народных ремесел «Рукотворные чудеса» (2-3 классы)
- Квест-игра «Моя многонациональная страна» (6 классы)
-Интеллектуально-познавательная игра «Венок дружбы народов» (4 классы)
- Конкурс коллажей «Национальные традиции народов СССР и субъектов РФ»;
- - Коллективно-творческая игра «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (6 классы);
- - «Представление быта и традиций республик СССР и субъектов РФ» (7 классы);
- - Конкурс национальных традиций «Мы дружбой едины» (8 классы);
- - Ярмарка национальных блюд, сувениров (9-11 классы).
- На закрытии Фестиваля подводятся итоги, демонстрируются лучшие номера, вручаются грамоты участникам и благодарственные письма партнерам и организаторам.
Обоснование социальной значимости
Нягань является многонациональным северным городом Югры с общей численностью 63 034 человек. На территории города проживает более восьмидесяти национальностей и народностей Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза. В городе активно осуществляют свою деятельность 19 национальных общественных объединений, 1 казачье общество. Увеличиваются миграционные потоки из регионов ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан). Дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными. По данным исследования в школе №6 обучаются дети 19 национальностей: 75,1% - русские; 10,7% – татары; 5,6% - украинцы; 2,6% - азербайджанцы, 1,3% - таджики; по 0,9% - башкиры, армяне; по 0,5% - марийцы, белорусы, туркмены, ханты, манси; 0,3% - узбеки; по 0,1% - удмурты, корейцы, цыгане, коми-пермяки, мордва. В процессе обучения дети разных национальностей сталкиваются с незнакомым им миром культуры других национальностей, транслируют особенности культуры своего народа. Форма Фестиваля является оптимальной для знакомства с историей и культурой других народов. Дети не только получают новые знания, но и реализуют свои творческие способности в различных видах искусства: вокальное и хоровое пение, художественное чтение, театральное мастерство, хореография. Важным является и то, что мероприятия Фестиваля направлены на:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов, учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Ситуация в нашем городе и, в частности, в школе осложняется тем, что увеличиваются миграционные потоки из регионов ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан). Дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными. Этот вопрос становится актуальным и для средней общеобразовательной школы №6 г. Нягани им. А.И. Гордиенко, так как по данным исследования в школе обучаются дети 19 национальностей: 75,1% - русские; 10,7% – татары; 5,6% - украинцы; 2,6% - азербайджанцы, 1,3% - таджики; по 0,9% - башкиры, армяне; по 0,5% - марийцы, белорусы, туркмены, ханты, манси; 0,3% - узбеки; по 0,1% - удмурты, корейцы, цыгане, коми-пермяки, мордва. (Приложение 1) Межнациональные отношения в городе можно охарактеризовать как стабильные. Этнических конфликтов, возникших на почве национальной ненависти, в 2022 году зафиксировано не было. Но предупрежден – значит вооружен. Формирование толерантного создания происходит в течение всей жизни человека, его основы закладываются в процессе первичной социализации, к которой относится семья и образования. Таким образом, в современных условиях проблема межэтнических и межкультурных взаимодействий обучающихся становится наиболее актуальной. Все эти условия привели к необходимости в разработке проекта по организации Фестиваля Дружбы народов» который направлен на обеспечение стабильности межнациональных отношений и формирование знаний о национальностях, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ – Югру.
Цели
Формирование у обучающихся школы уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями
Задачи
-формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций);
- знакомство с историей и культурой народов, проживающих на территории Российской Федерации; - привлечение представителей общественности для реализации мероприятий фестиваля;
- выявление творчески одарённых обучающихся, творчески работающих педагогов, привлекающих обучающихся к активной созидательной деятельности