Фольклорные занятия с творческим заданием "Сказки земли Казымской"

Реализуется
Сроки реализации 01.11.2023 - 30.04.2025
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
907 318 руб.
Размер гранта
499 318 руб.
Cофинансирование
408 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дети дошкольного возраста
  2. дети и подростки школьного возраста

Описание проекта

Наш проект берет свое начало в 2020 году. Совместно с педагогами детского сада "Олененок" с.Казым и носителями хантыйского языка, мы разработали уникальные развивающие игрушки о нашем регионе и о культуре нашего народа, позволяющие детям знакомиться с родным языком. Это вопрос для меня стал актуальным, когда появились свои дети, захотелось рассказать им о нашей местности и предках в понятной и интересной для них форме – деревянных играх. Была собрана команда, был написан и выигран проект на грант губернатора Югры. После завершения проекта, работа по созданию новых игрушек продолжается – за это время было разработано больше 30 видов игрушек: пазлы, игры со вставками, трафареты, мемори, домино, настольные игры, фигурки для театра– игры, позволяющие развивать мелкую моторику, фантазию, усидчивость, внимание и при этом знакомящие с родным краем. Перевели все имеющиеся хантыйские игрушки на мансийский и зырянский языки. Этот проект является уникальным, потому что в нашем регионе и стране нет аналогов таким игрушкам. Сейчас наши игрушки находятся в различных образовательных и культурных учреждения округа.
Главная цель проекта сделать фольклор народа ханты (песни, сказки, легенды) доступным для широкого круга людей, адаптировать тексты сказок и песен для детей, благодаря закреплению позитивного отношения через современные деревянные развивающие игрушки.
Текущий проект задумывается, как продолжение уже проделанной работы - теперь уделим внимание богатому фольклору казымских ханты. В рамках данного проекта планируется перейти в новый формат работы - работать непосредственно с детьми: разработать серию занятий (не менее 6) о сказках, легендах, сказаниях народа ханты, на которых дети узнают произведения через различные формы работы – фольклорные посиделки, квест, «Палтап путар» (вечер страшных историй), теневой театр и др. Занятия дополнятся творческим закреплением материала: ребенок выберет понравившегося героя с движущимися элементами - самостоятельно раскрасит и склеит, тем самым закрепит новый материал. Дети заберут свои игрушки домой, играя самостоятельно, будут вспоминать произведение и больше сближаться с полюбившимся героем.
Будут проведены специальные занятия для детей детского сада (не менее 12 занятий), для детей начальных классов (не менее 18 занятий), для среднего звена (не менее 18 занятий). В результате реализации проекта фольклор народа ханты станет доступным для понимания людям разных возрастов.
Деньги будут потрачены на оплату консультантам - носителям фольклора, переводчикам с хантыйского на русский язык, администратору, на разработку и проведение занятий (не менее чем по 6 произведениям), на разработку макетов для теневого театра, макетов героев с движущими элементами и их производства из березовой фанеры на лазерном станке (от 1 до 5 героев по каждому произведению), также на оснащение пространства для занятий: столы, стулья, проектор, экран.

Обоснование социальной значимости

Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни.
У каждого народа свои обряды, обычаи, предания, сказания, свои песни. Народное поэтическое творчество пришло к нам из глубокой древности. Духовно-нравственное, культурное наследие народа ярко проявляется в богатстве его фольклорных произведений. Мы все знаем с глубокого детства героев русских народных сказок, былин – Ивана – царевича, Никиту Кожемяку, Бабу Ягу, Елену Премудрую, Илью Муромца, Змея Горыныча и мн. других. А что знаем мы о героях хантыйских сказок, песен, сказаний? А ведь хантыйский фольклор – это уникальный богатейший материал. Это захватывающие и мистические истории, интересные герои.
Народ ханты – коренной народ нашего края, Югры. Казымская территория (которую коренные жители чаще всего называют Землей Кошачьего Локотка) - одно из немногих мест, где сохраняются древние традиции и живут люди, для которых история их предков – живая нить, связывающая прошлое и настоящее, предков и потомков, традиции и современность.
Суровые условия жизни на Севере сформировали совершенно особое мировоззрение, уклад жизни, уникальную культуру, где все взаимосвязано и гармонично. Здесь людьми управляют духи, все существа животного и растительного мира наделяются живою душою, а медведь является предком ныне живущих людей. Не случайно, когда ханты добывают медведя, устраивается особое ритуальное действо – медвежьи игрища .
С древних времен каждый ханты знал мифы, легенды о происхождении своего рода и место проживания. Они считались священными. Детям сказки рассказывали матери или бабушки. Язык этих сказок четок, понятен детям, сказки, как правило, короткие и простые. Окружающий мир детских сказок правдив, дети должны были познавать жизнь такой, как она есть. В сказках народа ханты главным героями выступают животные и растения. Все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят, как люди, они умны. Детские сказки поучительны: учат не лениться, жить на примере людей и зверей, окружающей природы: это твои враги - если ты глуп, если же ты умен и правдив— они твои друзья. Так взрослые учат жить маленького человека через детские сказки.
Наша цель – в игровой форме знакомить с фольклором казымских ханты через деревянные игрушки, которые понятны и интересны современному ребенку.

Цели

  1. Популяризация традиционного фольклора народа ханты через современные деревянные игрушки, позволяющие приобщить детей к культурному наследию коренного народа края - казымских хантов

Задачи

  1. Сформировать команду мастеров фольклора, филологов, научных сотрудников и педагогов для работы с хантыйским фольклором
  2. Разработать и произвести героев с движущимися элементами по фольклору казымских хантов, подготовить помещение для занятий
  3. Популяризировать фольклор народа ханты через проведение занятий и трансляцию опыта