Фотография в этнографии

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2022 - 31.12.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 023 170 руб.
Размер гранта
827 170 руб.
Cофинансирование
196 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. 1. Женщины и мужчины – мастера народных художественных промыслов, в возрасте от 35 до 70 лет
  2. 2. Молодые ученые-этнографы, в возрасте до 40 лет
  3. 3. Ученые, кандидаты наук в области этнографии и искусствоведения

Описание проекта

В рамках проекта планируется детально изучить два направления в традиционном искусстве коренных народов Югры - мужские и женские ремесла. Группа молодых ученых под руководством экспертов - этнографа, кандидата исторических наук Т.А. Молданвоой и искусствоведа, члена Союза художников России Н.Н. Федоровой проведут исследования современного состояния традиционной культуры разных локальных групп обских угров: березовские ханты, казымские ханты, ваховские ханты, аганские ханты и сосьвинские манси. Будут организованы этнографические экспедиции в Белоярский, Березовский, Нижневартовский районы Югры в целях сбора информации о народных художественных промыслах и работы с информантами.
Известно, что в традиционной среде принято четкое разделение по гендерному признаку хозяйственной и производственной деятельности. Мужчины изготавливают средства передвижения (лодки, нарты, лыжи), орудия промысла. Основным материалом для них служит дерево, кость, металл. Женщины занимаются изготовлением мужской и женской одежды, обуви, предметов быта. Основным материалом служит как природный (береста, ровдуга, мех), так и фабричный (ткань, сукно, бисер). Сейчас очень важно зафиксировать традиционную технологию изготовления изделий разными группами хантов и манси, которая войдет в Реестр нематериального культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Обоснование социальной значимости

Ханты и манси исторически делились на большое количество этнографических и территориальных групп и подгрупп, которые формировались в условиях высокой степени изоляции. Данный факт обусловил то, что традиционное народное искусство характеризовалось большим количеством локальных вариантов.
В современном мире, в связи с процессами глобализации, высокой степенью миграции и другими субъективными и объективными причинами, традиционная культура становится открытой и неизбежно получает всевозможные импульсы извне. При этом нередко мастера традиционных художественных промыслов начинают ориентироваться на сувенирную продукцию, часто низкого качества. Традиция подменяются псевдокультурой.
Для сохранения традиционного искусства в современных условиях происходящие процессы требуют серьезного научного осмысления со стороны специалистов. С этой целью необходима научная фиксация происходящих изменений, и, следовательно, этнографические экспедиции к местам компактного проживания обских угров.
В настоящее время происходит потеря традиционного искусства обско-угорских народов. Прежде всего это связано с тем, что разрушается природная среда, Поэтому целью данного проекта является поиск, изучение, фиксация и анализ современного состояния традиционного искусства обских угров в местах компактного проживания коренных народов Югры с целью сбора информации и в дальнейшем научно-исследовательский анализ этого самого материала. Помимо прочего планируется проведение семинара с мастерами на изучаемых территориях. Конечным итогом работы специалистов с мастерами станет выпуск издания, включающего научно-исследовательские статьи участников экспедиций, посвященные современному состоянию традиционного искусства.
Для профессионального уровня организации всех мероприятий проекта будут привлечены специалисты – этнограф, кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова и искусствовед, член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам ХМАО-Югры Наталья Николаевна Федорова.
Каждый член экспедиции будет заниматься определенным видом традиционного искусства (один специализируется на берестяных изделиях, другой изучает изделия из ткани, третий из сукна, четвертый из меха и т.д.). Поэтому при посещении традиционных мест проживания обских угров будет организован сбор информации по разным направлениям и информация не будет пересекаться между собой, таким образом будет охвачен большой пласт традиционных изделий обских угров.
В то же время возникает необходимость помимо размещения научных изысканий в сборниках конференций, монографий приобщение к результатам исследований широкого круга людей. Для этого планируется проведение лекториев, семинаров и выставок для популяризации этнографической фотографии. В современных реалиях, когда все больше людей выходит в он-лайн появились новые понятия, отражающие действительность и описывающие этнографические исследования: киберэтнография, вебэтнография или цифровая этнография.

Цели

  1. Приобщение широкой аудитории к наследию традиционного искусства обских угров современными визуальными средствами

Задачи

  1. Научно-исследовательская деятельность в области визуальной антропологии и популяризация этнографической фотографии
  2. Сохранение и развитие мужских и женских ремесел обских угров