Фудшеринг - делимся едой
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Фудшеринг - экологическое движение по спасению еды от утилизации, например, в супермаркетах, столовых, ресторанах. Так же, едой может бесплатно делиться любой человек, у которого есть такая возможность. Сегодня в России на этапе реализации продуктов питания и их потребления теряется не менее 16% продуктов питания. Это около 17 млн. тонн продовольствия, ежегодно превращающегося в пищевые отходы. Эффективным способом предотвратить нерациональное использование продовольствия может стать фудшеринг. Фудшеринг (от англ. food – «еда», sharе – «делиться») – это онлайн-сервисы, позволяющие распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться об их безвозмездной передаче заинтересованным людям. Продукты, с которыми работает фудшеринг, имеют свою ценность, однако их спецификой является истекающий срок годности. Таким образом, время является очень важным фактором (полноценный продукт может стать отходом уже через несколько дней). Именно онлайн-сервисы, с геолокацией и функцией моментального обмена сообщениями, могут дать этим продуктам максимальную мобильность.
Обоснование социальной значимости
В мире ежегодно выбрасывается не менее 20% произведённых продуктов питания – около 884 млн тонн. Это примерно 44% всех бытовых отходов домохозяйств (Источник: исследование Всемирного банка What a Waste 2.0, 2018 г.; ФАО, Global Food Losses and Food Waste, 2011 г). В России объём пищевых отходов в составе твёрдых коммунальных отходов (ТКО) достигает около 17 млн тонн в год. Это около 28% от всего объема ТКО, образующихся в стране. Практически весь объем пищевых отходов (94%) попадает в нашей стране на свалки и полигоны, где становится источником загрязнения почвы, воды и воздуха. Указанный объем пищевых отходов, 17 млн тонн, выделяет порядка 2,4 млн тонн метана (сильного парникового агента); среди других выделяемых газов – аммиак и сероводород. Согласно Росстату, в последние пять лет объем пищевых отходов в России колеблется в диапазоне ± 5% в год, в зависимости от изменения численности населения и уровня его реальных доходов. Более 8% потерь приходится на этап сельскохозяйственного производства; примерно столько же теряется в процессе переработки. На этапе реализации (в рознице) объем потерь составляет около 5%. Наибольшие потери, почти 12%, образуются на этапе потребления, в домохозяйствах. (Рассчитано на основе данных Министерства сельского хозяйства РФ, 2017). Анализируя состав пищевых отходов, можно выделить топ-3 категорий продуктов питания, дающих наибольший объем: Зерновые продукты (хлебобулочные и макаронные изделия, мука) занимают первое место в пищевых отходах домохозяйств (62%) и третье место в пищевых отходах оптовых и розничных компаний (12%). Молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, сыр, творог) – наоборот, лидеры в оптово-розничных отходах (47%) и № 5 в отходах потребления (5%). Картофель замыкает тройку: 15% в потребительских отходах и 11% в производственных отходах. Полное устранение потерь только в этих 3-х категориях позволило бы сократить долю пищевых отходов в домохозяйствах на 82%, а в оптово-розничных отходах – на 70%. 17 млн. тонн пищевых отходов – это не только источник 2,4 млн тонн метана и других газов, образующихся на свалках, но и значительные финансовые потери. Стоимость этих продуктов оценивается более чем в 1,6 трлн руб. (Рассчитано на основе данных Росстата о среднегодовом объеме потребления и средней стоимости продуктов питания по категориям.) Эта цифра эквивалентна 12% оборота розничной торговли продуктами питания в России. Спасение данного объема продовольствия позволило бы прокормить 30 млн. человек, то есть больше, чем количество живущих за чертой бедности в России. (Согласно данным Росстата на 2019 г., в России насчитывается порядка 20,9 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума). Важно понимать, что участники потребительского рынка, работающие с продуктами питания (производители, розничные сети, общепит), заинтересованы в решении проблемы еды с истекающим сроком годности. Ведь не успев продать или распределить продукты питания до истечения срока годности, бизнес вынужден платить за утилизацию образовавшихся отходов. Функционирование фудшеринг-сервисов в полной мере соответствует целям устойчивого развития (ЦУР) ООН: ликвидация нищеты, ликвидация голода, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата
Цели
Повышение благосостояния населения и улучшение экологической ситуации в городе Нефтеюганске.
Задачи
1. Повысить доступность продуктов питания для социально незащищённых категорий населения. 2. Сократить пищевые отходы и, как следствие, снизить выбросы в атмосферу веществ, образующихся из-за разложения органики (аммиак, сероводород и др.). 3. Способствовать ответственному потреблению и производству продуктов, сокращение объёма пищевых отходов на стадиях реализации и потребления. 4. Борьба с изменением климата. Возможность сократить объём пищевых отходов и уменьшить объём ежегодных выбросов метана.