Грани Ленинградской блокады

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2021 - 31.08.2022
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 957 555 руб.
Размер гранта
1 545 300 руб.
Cофинансирование
412 255 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Читатели Югры от 7 лет до "серебряного возраста"

Описание проекта

В год 80-летия трагической годовщины начала Великой Отечественной войны и начала блокады Ленинграда важно вернуться к военным событиям и отдать дань памяти людям, чей труд, стойкость и героизм способствовали Победе, обратиться к художественно-документальным свидетельствам очевидцев тех событий. В их числе писатели и поэты фронтовики - Д. Гранин и его друзья, югорские авторы военной тематики, а также блокадники Югры . Произведения, письма, воспоминания фронтовиков и блокадников воссоздают живую реальную картину военных событий, блокады и обороны Ленинграда, создавая у участников мероприятий проекта чувство сопричастности и понимания мужества как жителей, так и защитников города. Название проекта – ссылка на творчество Д.Гранина, который считал, что блокада – это не просто эпопея страданий человеческих, но уникальный опыт духовного сопротивления людей. Прошедшие десятилетия истории России были полны драматических событий и свершений. Смена эпох и формаций многое поменяла в нашей жизни. За чередой изменений важная часть нашего прошлого и настоящего — отечественное историческое и культурное наследие — начинает стираться, подвергаться различным изменениям и интерпретациям. Поэтому социально значимым вопросом является патриотическое воспитание на основе сохранения и популяризации исторической памяти о героическом подвиге советского народа и вкладу его в Победу в Великой Отечественной войне; о мужестве жителей Ленинграда в трагических условиях блокады; о героизме защитников города. Эта историческая память в яркой художественно-документальной форме представлена в произведениях выдающегося писателя-фронтовика Д. Гранина, творчестве его друзей фронтовиков, а также в произведениях о войне югорских писателей. Не случайно Президент России назвал Д. Гранина выдающимся соотечественником, чья судьба неразрывно связана с северной столицей: «Он ушел на войну добровольцем, защищал Ленинград в тяжелейшие, невыносимые дни блокады. Героизм и страдания жителей осажденного города навсегда остались в его сердце. Вместе с Алесем Адамовичем он написал "Блокадную книгу", которая стала первым, без всякого преувеличения, обжигающим своей правдой свидетельством тех страшных лет». Особую значимость проекту придает то, что на Ленинградском фронте, бойцы которого отстояли Ленинград и полностью освободили его от вражеской блокады, воевало много наших земляков. Кроме того, важны воспоминания и свидетельства ленинградцев-блокадников, эвакуированных в Югру. Более тысячи маленьких ленинградцев на время блокады были эвакуированы в Югру, многие из них до сих пор живут в округе. В городах Югры есть общества блокадников, установлен памятник "Жителям блокадного Ленинграда" в Ханты-Мансийске. Партнер проекта - Фонд сохранения и популяризации наследия Д. Гранина, возглавляемый его дочерью М.Д. Чернышевой-Граниной, совместно с которым на территории Югры реализованы проекты военно-исторической и патриотической направленности: "Югорские грани Гранина" ," Наша Победа - наша гордость".

Обоснование социальной значимости

Значительная социальная дифференциация населения в последние годы привела к потере многих духовных ценностей. в первую очередь российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма. Стала заметной утрата нашим обществом патриотических качеств. Актуальность и общественная значимость проекта «Грани Ленинградской блокады» определяется решением важной государственной задачи по патриотическому воспитанию граждан России, в связи с чем в 2020 году был принят Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и с 1 января 2021 года началась его реализация. Проект направлен на воспитание патриотической личности, характеризующейся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины. Не менее 24% граждан страны должны быть вовлечены в систему патриотического воспитания до конца 2024 года, в том числе через всероссийские, окружные и межрегиональные мероприятия патриотической направленности https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ Актуальность проекта подтверждается новым Указом Президента РФ от 30 июля 2021 г. № 442 о создании межведомственной комиссии по историческому просвещению в целях обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов РФ, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории. Важной задачей комиссии является подготовка предложений по проведению историко-культурных акций, связанных с памятными датами России и историческими событиями http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107300042?index=0&rangeSize=1
Представители Московского государственного психолого-педагогического университета провели исследование уровня патриотизма и патриотического воспитания у современной российской молодежи в конце 2018 г. Считают себя патриотами Родины 57% опрошенных, «скорее да, чем нет» – 32%, «не считаю» – 8%, затруднились ответить – 3%. Но при этом анализ следующего утверждения: «Я рад(а) тому, что живу в России» показал, что целых 12% респондентов не рады этому и хотят уехать из страны. Данный показатель заставляет задуматься о том, что проблема патриотизма не просто существует, а требует скорейшего разрешения при объединении сил молодого поколения граждан нашей страны и при активном участии государства, общественных организаций. file:///C:/Users/USER/Downloads/Patrioticheskoe_vospitanie_Ot_slov_k_delu__2.pdf В Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – Югры указано, что анализ данных, характеризующих результаты реализации программ гражданско-патриотического воспитания, общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в Югре, используя аналитический метод на основе экспертных суждений и привлекая социологические исследования в регионе, позволяет сделать следующие выводы относительно восприятия гражданами патриотизма и патриотических настроений:1) большая часть граждан затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом ("не знаю", "никогда не думал об этом", "мне эта тема не важна", "когда как" и т.п.); 2) понятие патриотизма в сознании граждан связано в первую очередь с героями войны, армейской службой. Для части граждан не характерен патриотизм как мера ответственности за свою Родину. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявляется крайне редко. https://docs.cntd.ru/document/411717612 Важно отметить, что патриотизму нельзя научить, он взращивается из чувств, которые естественным образом заложены в человеке. Художественные произведения писателей и поэтов фронтовиков, посвященных войне и блокаде, наиболее сильно влияют на эмоции читателей и слушателей. Например, многочисленные факты, свидетельствующие о примерах мужества и героизма жителей блокадного Ленинграда, собранные в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина не просто несут в себе исторические знания, но и позволяют воздействовать на эмоциональный мир человека, особенно молодого, сформировать чувство гордости за своих соотечественников, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны и малой родины, чувство ответственности за сегодняшний день. В Положении о конкурсе и викторине для участников мероприятий будут включены 2 вопроса:1.Как Вы считаете, нужно ли сегодня уделять больше внимания патриотическому воспитанию граждан России?(Нужно, не нужно, затрудняюсь ответить) 2. Оказало ли влияние на укрепление патриотических ценностей Ваше участие в Цифровой литературной викторине и\или в Цифровом литературно-художественном конкурсе чтецов (Да, нет, затрудняюсь ответить).

Цели

  1. Сохранение исторической памяти, популяризация истории героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками для патриотического воспитания читателей Югры, в том числе - молодежи, на основе творческого наследия писателя Даниила Гранина, его друзей-фронтовиков Алеся Адамовича, Михаила Дудина, Сергея Орлова, Булата Окуджавы, Ольги Берггольц, югорских поэтов и писателей Марии Волдиной (Вагатовой), Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Маргариты Анисимковой, Еремея Айпина, Евгения Вдовенко, а также воспоминаний и военных писем фронтовиков и блокадников – жителей югорской земли.

Задачи

  1. Проведение комплекса мероприятий, направленных на конкретизацию исторической памяти, актуализацию значимой ценности общей военной истории и победы в Великой Отечественной войне на основе творческого наследия Д. Гранина, произведений его друзей фронтовиков, военных произведений югорских авторов
  2. Пропаганда и популяризация патриотических ценностей на основе книг о войне и блокаде с проведением онлайн встреч с авторами произведений для патриотического воспитания читателей Югры
  3. Организация итогового Круглого стола в онлайн формате по результатам проекта
  4. Информационное сопровождение проекта

`