Грани Ленинградской блокады

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.01.2022 - 30.06.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 885 913 руб.
Размер гранта
1 985 569 руб.
Cофинансирование
900 344 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Читатели Югры от 7 лет до "серебряного возраста" (Конкурс и Викторина будут проведены в 4 возрастных категориях (от 7 до 18 лет
  2. от 19 до 35 лет
  3. от 36 до 60 лет
  4. старше 60 лет).

Описание проекта

Концепция проекта полностью соответствует тематическому направлению. Его название - ссылка на творчество выдающегося советского писателя Д.Гранина, который считал, что ленинградская блокада – это не просто эпопея страданий человеческих, но уникальный опыт духовного сопротивления людей абсолютному Злу. Художественно-документальные свидетельства очевидцев – самого Д. Гранина и других ленинградских поэтов и писателей, блокадников и бойцов Советской Армии будут использованы в ходе акции «Читающий автобус» для формирования у целевой аудитории (читатели Югры от 7 лет до "серебряного возраста") таких духовно-нравственных ценностей, как любовь к Родине, гордость героическим прошлым, уважение к подвигу предков и готовность следовать их примеру. Творческая концепция проекта предполагает показ того, что оборона Ленинграда и прорыв ленинградской блокады – результат героических усилий не только жителей самого города, но и всего советского народа. В рамках проекта у целевой аудитории появится возможность оценить вклад жителей Югры в эти исторические события. Их югорские земляки и сверстники воевали на Ленинградском фронте, о чем сохранился целый ряд воспоминаний и военных писем. Более тысячи детей в период блокады были эвакуированы из Ленинграда в Югру, в память о чем в Ханты-Мансийске установлен памятник «Жителям блокадного Ленинграда». В городах Югры работают общества жителей блокадного Ленинграда, члены которых будут привлечены к мероприятиям проекта через оцифровку их воспоминаний. Реализация проекта позволит сформировать у молодого поколения полноценный и живой образ прошлого, что явится надежной основой для формирование фундаментальной личностной установки на неразрывную связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины. Эффективность такого подхода была продемонстрирована в ходе реализации в Югре проектов военно-исторической и патриотической направленности «Югорские грани Гранина» и «Наша Победа – наша гордость» (гранты Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Проекты были реализованы при поддержке Фонда сохранения и популяризации наследия Д. Гранина, возглавляемого его дочерью М.Д. Чернышевой-Граниной и получили высокую оценку как жителей округа, так и СМИ ( http://cted.ru/tpost/3g92ouskt0-ano-tsted-podgotovil-proekt-nasha-pobeda, http://cted.ru/tpost/8f4brag9ae-v-programme-s-7-do-10-okruzhnoi-teleradi, http://cted.ru/tpost/hg40492d27-prodolzhaetsya-tsifrovoi-literaturno-hud, https://ophmao.ru/novosti/nko/4371847/, https://ophmao.ru/novosti/nko/4398305/, http://cted.ru/tpost/2svx1ga0k1-15-oktyabrya-2020-goda-sostoyalas-mezhre).

Обоснование социальной значимости

Социальная дифференциация населения и поколенческие разрывы привели к размыванию, а в ряде случаев – утрате единого культурного пространства, являющегося основой для трансляции традиционных духовно-культурных ценностей и успешного патриотического воспитания. В результате, как показало исследование молодежной среды, проведенное в конце 2018 года сотрудниками Московского государственного психолого-педагогического университета, уверенно называли себя патриотами Родины 57% опрошенных, в то время как оставшиеся 43% либо давали менее определенный ответ («скорее да, чем нет» - 32%), либо вообще отказывались считать себя патриотами - 8%) или уклонялись от ответа (3%). При этом 12% респондентов прямо заявляли, что не рады жить в России и хотели бы уехать из страны (file:///C:/Users/USER/Downloads/Patrioticheskoe_vospitanie_Ot_slov_k_delu__2.pdf). Достаточно близкую картину показало и исследование, проведенное в ХМАО-Югре на основе анализа данных, характеризующих результаты реализации программ гражданско-патриотического воспитания, общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, а также экспертных оценок и социологических исследований в регионе. Выяснилось, что значительная часть жителей округа затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом и не воспринимает патриотизм как ответственность за свою Родину. По итогам исследования был сделан вывод, что ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявляется крайне редко (https://docs.cntd.ru/document/411717612). Поэтому патриотическое воспитание молодежи является важнейшей государственной и общественной задачей. Данная задача была поставлена Президентом РФ В.В. Путиным в Указе от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В его рамках с 1 января 2021 г. стартовал Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», направленный на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан РФ в систему патриотического воспитания. Актуальность проекта подтверждается Указом Президента РФ от 30 июля 2021 г. № 442 о создании межведомственной комиссии по историческому просвещению в целях обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов РФ, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории. Важной задачей комиссии является подготовка предложений по проведению историко-культурных акций, связанных с памятными датами России и историческими событиями.
При организации мероприятий патриотической направленности необходимо учитывать, что патриотизм является глубоко личным чувством и его успешное формирование не может ограничиваться одними общими рассуждениями и сухими фактами. Патриотизм взращивается из чувств, которые естественным образом заложены в человеке. Это в полной мере относится к ключевому событию отечественной истории – Великой Отечественной войне. Поэтому основные мероприятие проекта основаны на использовании художественных произведений, порождающие в сознании аудитории живой образ исторических событий и чувство сопричастности к ним. Например, многочисленные примеры мужества и героизма жителей блокадного Ленинграда, собранные в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина, напрямую воздействуя на эмоциональный мир человека, особенно молодого, заставляют его задуматься, сумел бы он выстоять в таких суровых испытаниях. Неслучайно Президент России В.В. Путин назвал «Блокадную книгу» «первым, без всякого преувеличения, обжигающим своей правдой свидетельством тех страшных лет», а самого Д. Гранина – выдающимся соотечественником, чья судьба неразрывно связана с северной столицей: «Он ушел на войну добровольцем, защищал Ленинград в тяжелейшие, невыносимые дни блокады. Героизм и страдания жителей осажденного города навсегда остались в его сердце». Художественно-документальные произведения Д. Гранина, других ленинградских писателей-блокадников и фронтовиков, а также югорских писателей, посвятивших свое творчество Великой Отечественной войне, формируют у молодежи гордость за общее историческое и культурное прошлое, способствуют восстановлению поколенческих разрывов и формированию единого культурного пространства. Однако для того, чтобы они могли эффективно выполнять эту функцию, необходима целенаправленная работа по организации мероприятий, в том числе с широким использованием популярных у молодежи информационных технологий. О востребованности такого подхода свидетельствует наш опыт реализации проектов «Югорские грани Гранина» и «Наша Победа – наша гордость». Проект «Грани Ленинградской блокады» разработан с учетом уже накопленного опыта. Для оценки эффективности проекта будет проведено анкетирование представителей целевой аудитории.

Цели

  1. Сохранение исторической памяти, повышение уровня знаний жителей Югры о блокаде Ленинграда, популяризация истории его героической обороны, стойкости и мужества блокадников для патриотического воспитания читателей Югры, в том числе - молодежи, на основе творческого наследия писателя Даниила Гранина, его друзей-фронтовиков Алеся Адамовича, Михаила Дудина, Сергея Орлова, Булата Окуджавы, Ольги Берггольц, югорских поэтов и писателей, а также воспоминаний и военных писем фронтовиков и блокадников – жителей югорской земли.

Задачи

  1. Проведение организационных и тематических мероприятий по проекту, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей для патриотического воспитания югорчан, в том числе - молодежи
  2. Проведение комплекса мероприятий, направленных на конкретизацию исторической памяти, актуализацию значимой ценности общей военной истории и победы в Великой Отечественной войне на основе творческого наследия Д. Гранина, произведений его друзей фронтовиков, военных произведений югорских авторов
  3. Пропаганда и популяризация патриотических ценностей на основе книг о войне и блокаде с проведением онлайн встреч с авторами произведений для патриотического воспитания читателей Югры
  4. Организация итогового Круглого стола в онлайн формате по результатам проекта
  5. Информационное сопровождение проекта

Команда