Я – амбассадор библиотеки: через наставничество в профессию

Проект не получил поддержку
Источник финансирования Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2024)
Подробнее
География проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 986 468 руб.
Размер гранта
1 128 728 руб.
Cофинансирование
857 740 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

Сотрудники общедоступных библиотек Югры Молодежь от 15 до 17 лет Жители муниципальных образований Югры

Описание проекта

"Я – амбассадор библиотеки" – это комплексный образовательный и наставнический проект, направленный на две целевые аудитории: библиотеки и молодежь, находящейся в процессе профессионализации. Проект предполагает реализацию уникальной программы обучения наставников, которая поможет им при помощи навыков профориентирования отобрать участников проекта, которые не только сформируют профессиональное сознание и подготовятся к профессиональной деятельности в библиотеке, но и выступят амбассадорами библиотек. Сотрудники библиотек получат знания и навыки, необходимые для эффективной работы наставников, профориентационной деятельности. Проект направлен на формирование первичной профессионализации через непосредственную работу наставников с молодыми людьми, затем амбассадоры библиотек через социальные сети формируют вторичную профессионализацию населения Югры, привлекая в библиотеки молодежь. Проект будет реализован на базе публичных библиотек Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в несколько этапов. 1 этап. Каждое муниципальное образование и региональная библиотека будут обеспечены комплектом необходимых материально-технических ресурсов для осуществления профориентационной деятельности. 2 этап. Из числа сотрудников библиотек-участниц проекта будет сформирована команда специалистов для дальнейшего обучения (по 1 сотруднику из каждого муниципального образования и не менее 3-х из региональной библиотеки). Для команды будут организованы вебинары и семинар-практикум в городе Ханты-Мансийске, цель которых — сформировать навыки профориентационной и наставнической деятельности, сформировать представление об актуальных профессиях библиотечной отрасли, а также о профессиях будущего, собранных в Атласе новых профессий 3.0, обучить работе с комплексом методических решений «Мир профессий будущего». 3 этап. На основе полученных знаний специалисты, прошедшие обучение, отберут кандидатов для участия в программе наставничества (не менее 1 человека), разработают и реализуют программы профориентации и наставничества, будут сопровождать деятельность амбассадоров в течение трех месяцев. Для амбассадоров будут проведены онлайн-семинары по различным медиакомпетенциям, необходимым для ведения публичного сообщества (дизайн, сторителлинг, искусство фотографии). 4 этап. Под руководством опытных наставников амбассадоры библиотек будут вести сообщество в социальной сети "Вконтакте", благодаря чему они выступят популяризаторами библиотек. По итогам проекта открытым голосованием в сообществе будут выбраны три лучших амбассадора. Проект будет реализован с 1 января 2025 года до 28 февраля 2026 года. Итогом реализации проекта станет не менее 25 обученных наставников, не менее 23 амбассадоров библиотек, не менее 500 подписчиков сообщества проекта в социальной сети "ВКонтакте".

Обоснование социальной значимости

Профессиональная ориентация населения является одним из приоритетов государственной политики, исходя из того, что выбор подходящей профессии - гарантия высокого качества дальнейшей жизни. В 2024 году указом Президента Российской Федерации одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утверждена цель по реализации потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. В Югре утвержден Комплекс мер ("дорожная карта") по самоопределению и ранней профориентации обучающихся на 2022 - 2025 годы (постановление Правительства автономного округа от 30 декабря 2021 года № 634-п). В этом контексте проект "Я – амбассадор библиотеки" имеет высокую актуальность и общественную значимость. Проект способствует профессионализации молодежи. В рамках проекта молодые люди получат возможность не только обучаться, но и передавать свои знания другим. Важной особенностью проекта является его реализация в публичных библиотеках Югры, сеть которых составляет 215 единиц, осуществляющая библиотечное обслуживание в 95% населенных пунктах региона. Это самая массовая сеть учреждений культуры в регионе, обладающая мощными ресурсами для осуществления профориентационной и наставнической деятельности с целью формирования профессионализации молодежи в современных профессиях библиотечной отрасли. Актуальность проекта определяется введением в профориентационную работу новых агентов – общедоступные библиотеки. Уникальность проекта заключается в интеграции концепции наставничества с продвижением библиотечного дела и профориентации. Использование современных технологий и методов обучения, включая вебинары и интерактивные форматы взаимодействия, делает проект актуальным для молодежной аудитории. В сообществе в социальной сети амбассадоры, которые получат индивидуальные аватары и имена, будут публиковать новости про свою жизнь в библиотеке. По итогам проекта с помощью разработанной системы критериев открытым голосованием будут выбраны лучшие амбассадоры. Такие формы работы способствуют формированию активного сообщества амбассадоров, которые могут обмениваться опытом, идеями и поддерживать друг друга в профессиональном росте, и мотивирует их на творческое и профессиональное развитие.

Цели

Цель

  1. Создание эффективной системы наставничества, направленной на популяризацию библиотеки и вовлечение молодежи в активное участие в культурной жизни региона через взаимодействие с библиотеками.

Задачи

  1. Обеспечить каждое муниципальное образование и региональную библиотеку комплектом необходимых материально-технических ресурсов для осуществления наставнической работы.
  2. Обучить наставников (по 1 сотруднику из каждого муниципального образования и не менее 3-х из региональной библиотеки) профориентационной и наставнической работе
  3. Провести профессиональные пробы с целью выявления участников проекта, разработать и реализовать программы наставничества
  4. Выявить и наградить трех лучших амбассадора
  5. Координировать ведение сообщества в социальной сети "ВКонтакте"
  6. Осуществить образовательную программу по медиакомпетенциям для амбассадоров
`