ИГРАЯ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ! Коррекционное обучение и развитие детей с ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи, посредством использования современных образовательных технологий

Реализуется
1

Оценка обновлена:

20.07.2025

Сроки реализации 01.09.2025 - 29.05.2026
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2025 года)
Подробнее
Направления проекта
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
580 000 руб.
Размер гранта
580 000 руб.

Описание проекта

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии и обучении ребёнка. Проект рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 8 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи. Проект позволяет обеспечить доступность логопедической помощи детям с ОВЗ на посёлке Холодная Балка и близлежащим посёлкам в Горняцком районе городского округа Макеевка на базе Государственного казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 38 комбинированного вида городского округа Макеевка» Донецкой Народной Республики.

Обоснование социальной значимости

Посёлок Холодная Балка Горняцкого района городского округа Макеевка, относительно небольшая территория с населением приблизительно 1060 человек, но, несмотря на это, здесь проживает около 240 детей, из них 170 детей с ОВЗ. Остается стабильно высоким количество детей с ОВЗ, которые имеют тяжелые нарушения речи и испытывают реальные проблемы по получению необходимой логопедической, психологической, социальной помощи. Особенно остро эта проблема стоит в близлежащих посёлках городского типа (Угольщик, Пролетарское, Гусельское, Межевое, Маяк, Высокое, Грузско-Зорянское, Грузско-Ломовка, Холмистое), где дети с ОВЗ не получают логопедическую помощь и вынуждены обращаться за помощью в наше дошкольное учреждение. Социализация, интеграция детей с особенными потребностями в общество, государственная поддержка - это то, что необходимо семьям, имеющим ребёнка с ОВЗ. Проблемы детей с ОВЗ: социальные (бедность контактов со сверстниками); не всегда доступно образование и получение квалифицированной помощи специалистов (учителей- логопедов, педагогов-психологов). Работая в ДОУ с детьми, я отмечаю, что 90% детей имеют тяжёлые нарушения речи (ТНР) даже в старшем дошкольном возрасте. За последние годы количество таких детей значительно растёт, причём у детей очень слабая мотивация к познавательной и речевой деятельности. Отмечается несформированность коммуникативных навыков, проблемы социализации, они не могут общаться, это с одной стороны, а с другой стороны у родителей слабая мотивация к участию в коррекционном процессе. Есть и множество психологических проблем у детей, проживающих в зоне проведения СВО. У них, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера искажена. Также наблюдаются замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Для них характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, малая мобильность. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. У детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Со временем у них утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – это трудоемкий процесс. Использование новых, современных образовательных технологий, таких как информационно коммуникационных технологий (ИКТ), здоровьесберегающих технологий (использование нейроигр), игровых технологий (использование элементов геймификации) позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к обучению. В данное время отмечается нехватка современного логопедического оборудования. Такое оборудование у детей с ОВЗ может повысить интерес к коррекционным занятиям, а педагогам позволит повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Согласно данных опроса родительской общественности, стало понятно, что: 100% родителей считают важной проблему развития речевых функций ребё нка; 95 % родителей согласились с мнением, что речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками; 85 % семей думают, что речевые нарушения послужат причиной будущих проблем при обучении в школе; 64 % опрошенных уверены, что ТНР помешают полноценному общению с людьми в будущем. В дошкольном учреждении функционируют 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, имеются кадровые ресурсы для преодоления образовательных, психологических и социальных проблем. Однако логопедические кабинеты не имеют современного логопедического оборудования, нет возможности обновить дидактический и методический материал, поскольку нет переносного компьютера, периферийных устройств компьютера (МФУ), предназначенных для вывода текстовой или графической информации, ламинирующего оборудования, брошюратора, проектора потолочного и экрана на штативе для визуализации контента. Кроме того в учреждении отсутствует специальное оборудование для проведения логопедического массажа.

Цели

• Создание условий для оказания полноценной логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи (ТНР) и снижение уровня социальной изоляции семей, имеющих детей с ОВЗ.

Задачи

• Выявление и диагностика речевых нарушений у детей на базе ДОУ.
• Коррекция и развитие речи детей с ОВЗ в условиях логопедической группы.
• Привлечение и активизация родителей, имеющих детей с ОВЗ к совместной коррекционно-развивающей работе, к процессу обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
• Выявление динамики по развитию и коррекции речи детей логопедических групп.
• Распространение опыта работы по оказанию логопедической помощи детям с ОВЗ в рамках проекта «ИГРАЯ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!».

Команда


`